Осторожно, в Латвии начался сезон скидок: как спастись от обмана

© Sputnik / Владимир Астапкович / Перейти в фотобанкЖенщина выбирает сумку во время зимней распродажи
Женщина выбирает сумку во время зимней распродажи - Sputnik Латвия
Подписаться
Махинации со скидками и акциями уже становятся привычным делом в магазинах, покупатели в соцсетях возмущенно обсуждают нечистых на руку продавцов

РИГА, 3 дек — Sputnik. Нынешний зимний сезон скидок только начался, а жалоб уже много. Покупатели рассказывают, как у нас мухлюют даже известные и уважаемые магазины, пишет газета "Сегодня".

Центр защиты прав потребителей, в свою очередь, предупреждает: они провели проверку 20 крупных интернет–магазинов, и оказалось, что в 15 из них потребителей вводят в заблуждение по поводу скидок.

"Черная пятница" по–латвийски

Приведем фрагмент популярной дискуссии в социальной сети Facebook, в которой обсуждались распродажи в "черную пятницу".

Интернет - мошенники - Sputnik Латвия
Латвийцев предупреждают о нечестных интернет-магазинах
"Цена на свитер во время скидок — 24,99, а цена ДО скидок была 19,99". Вот такие у нас скидки в H&M в "черную пятницу", — пишет Алина и даже демонстрирует видео в подтверждение своих слов, которое набрало более 7700 перепостов.

"Такая же история в Zara: до скидки костюм стоил 80 €, а сегодня 100 €", — соглашается с Алиной Рузан.

"Да, по ходу везде такие ****скидки. Тоже посетили "Модис" и "Зару", — сетует Диана.

Досталось от покупателей также Mango и другим популярным магазинам одежды.

"Да это ж у нас обычное дело. Сколько уже было возмущенных постов, когда люди присматривали себе товар, ждали скидок, а когда приходили на "распродажу", на этот товар цена больше, чем до", — пишет Инна.

Понятно, что в защиту магазинов тоже появились реплики (мониторинг такой критики рекламщики проводят).

"Народ, это не скидка, а опечатка цены, заклеенная корректировочной наклейкой. Во всех магазинах так, если в базе цен опечатка, которую не исправить", — указывает некий Константин.

"Скидочная цена обычно красная и с другой стороны бирки. Вам не пришло в голову, что может быть опечатка и что просто исправили цену?" — соглашается с ним Лина.

Но многие пользователи не согласились с версией "очепяток": почему–то в латвийских магазинах их стало так много. И именно в большую сторону, а не наоборот.

"Развод полный все эти "черные пятницы", — резюмировал общую ситуацию Саша.

"В цивилизованных странах в "черную пятницу" за копейки можно купить, а у нас наоборот", — соглашается Кристина.

"Подруга в "Спице" работала и сказала, что это норма. Они вытаскивают коллекцию 2014 года и делают огромную наценку, а потом пишут, что это 20–30%-ная скидка. Так что выгоднее в обыкновенный день брать, и то дешевле", — советует Валя.

Щедрость на грани фантастики

Не только "пятницы", но и другие скидки у нас часто оказываются разводом. Полина, например, пишет: "Давно не покупала памперсы. Нужно было племяннице. Купила за 15,89. Прихожу через неделю — у них акция. И написано, что эти же памперсы 12,99, а до акции стоили 18,99. И так везде!"

Интернет - мошенники - Sputnik Латвия
Латвийцев снова подозревают в мошенничестве с барбекю
Продуктовые магазины тоже "отличаются". Персонал иногда забывает снять старые ценники, из которых люди видят, что кокосовое масло до скидки стоило 1,39 евро. Однако "скидочный ценник" щедро предлагает купить его за 1,29 и хвастается перечеркнутой ценой в 1,69. Или вот сидр: обычная цена — 2,95 евро, "обычная цена", перечеркнутая на акционном ценнике, — 3,39 евро, цена по акции 2,99 евро. Ну хотя бы 4 цента сэкономите!

Или возмущенный Рафаэль ругается (нецензурно): "Что это такое?!", показывая скидку на пиво. Обычная цена — 82 цента за бутылку, а при покупке 4 и более — 81 цент! "Скидка года!" — зубоскалят комментаторы.

Не отстают и интернет–магазины. Покупатель жалуется: "Хотел наушники в 220.lv купить, думал, дождусь скидок. За 2 дня до скидок подорожали, как и на других сайтах тоже, а уже со скидкой вышло дороже, чем первоначальная цена. Бесплатную доставку ждал 10 дней, уже и забыл, что покупал".

15 из 20 магазинов обманывают покупателей

В Центре защиты прав потребителей (ЦЗПП) общий вывод пользователей подтверждают: махинации со скидками и акциями у нас обычное дело.

В Центре защиты прав потребителей провели проверку 20 крупных интернет–магазинов. Оказалось, что в 15 из них потребителей вводят в заблуждение. Продавцы предлагают товар "со скидкой" по той же цене, что можно купить у оригинального распространителя. Мало того, судя по случайно оставленным ценникам в обычных магазинах, перед "акцией" цена успевает основательно подрасти. Так что "скидка" потом получается копеечной, а то и вовсе никакой.

Скорректировали цены 75% магазинов, которым ЦЗПП сделал предупреждение.

"Да, сегодня они скорректировали, но сделают ли они это завтра и с другим товаром — не факт. Мы будем следить и дальше. Также мы смотрим и на обычные магазины. Много жалоб, когда плакат о скидке висит, но она или уже закончилась, или еще не начиналась", — рассказала глава Центра защиты прав потребителей Байба Витолиня в интервью Латвийскому радио.

Центр будет требовать от магазинов менять свою практику, а не винить покупателей в невнимательности. В странах ЕС, по признанию Витолини, нет такого количества акций и скидок. У нас же это уже модель ценовой политики.

Логотип немецкой торговой сети Lidl на фасаде магазина - Sputnik Латвия
Парадокс от сети магазинов Lidl: низкие цены вредят покупателю
Поэтому специалисты советуют проверять цену. Присматриваться к ней. Сравнивать с ценой в других магазинах. Также сравнивать цену на сайте продавца услуги. "Например, магазин продает якобы услугу со скидкой, а если зайти на его сайт, то там это обычная цена", — указывает Витолиня.

В Латвийской ассоциации торговцев тоже не раз замечали, что интернет–магазины нередко недобросовестно пользуются желанием людей приобрести товары со скидками. В этом случае выдают специальный знак.

"Мы выдаем знак честного торговца — "Надежный э–коммерсант. Он есть у тех интернет–магазинов, где не грешат со скидками. Советуем обращать на него внимание", — дают совет в ассоциации.

Представители ассоциации добавили, что часто магазины заманивают покупателей скидкой до 50%. Однако ее можно использовать только в том случае, если скидка распространяется на 1/10 часть товара. Нередко коммерсанты убирают половину цены лишь у одного товара, а цифра 50 красуется как приманка.

"Еще интересное: большие наши торговые сети делают скидки на 10 центов, 5 центов, 2 цента… Человек видит — скидка! А на старую цену даже не смотрит. А там разница — пара центов", — говорит преподаватель Высшей школы бизнеса Turiba маркетолог Ивета Лининя.

Специалист замечает, что особенно на такую удочку попадаются мужчины.

Защитники потребителей: жалуйтесь!

"Это одна из главных проблем латвийских магазинов, потому что люди очень любят скидки. Мы действительно любим товары со скидками, и эту нашу привычку коммерсанты используют, в том числе предлагая ложные скидки. Наша природа так устроена, что мы предпочитаем купить товар, который стоит 700 евро, со скидкой до 400 евро, а не товар, цена которого честно указана в размере 400 евро", — комментирует общую ситуацию руководитель Центра защиты прав потребителей (ЦЗПП) Байба Витолиня.

Покупатели оплачивают покупки в гипермаркете - Sputnik Латвия
Я не должна слышать русский в Латвии: новый конфликт в магазине
Если вы заметили, что торговцы мухлюют, то защитники потребителей могут наложить штраф — до 10% от годового оборота. Пожаловаться можно по электронной почте ptac@ptac.gov.lv или по телефонам 67388626, 67388628.

Помочь выстоять в скидочной лихорадке вам помогут несколько простых советов от защитников потребителей:

— составьте список покупок;

— сделайте небольшое исследование цен, узнайте, сколько стоит понравившаяся вещь в других магазинах и в интернете;

— выделите на покупки определенный бюджет и не превышайте его;

— при виде яркой бирки "скидка" посчитайте, насколько действительно выгодно предложение — возможно, вы выиграете всего несколько центов;

— убедитесь, что кладете в корзину товар, на который объявлена скидка, а не тот, который просто лежит рядом;

— если сомневаетесь в цене, проверьте по сканеру штрих–кодов — он есть в каждом супермаркете;

— внимательно пересчитывайте выгоду от предложений вроде "два по одной цене", "купи три и заплати половину от второго товара" и так далее;

— следите, чтобы ваша скидка появилась и при сканировании товара на кассе;

— перед тем как выйти из магазина, снова посмотрите в чек — все ли совпало с тем, что вы покупали.

Лента новостей
0