РИГА, 3 дек — Sputnik. Нынешний зимний сезон скидок только начался, а жалоб уже много. Покупатели рассказывают, как у нас мухлюют даже известные и уважаемые магазины, пишет газета "Сегодня".
Центр защиты прав потребителей, в свою очередь, предупреждает: они провели проверку 20 крупных интернет–магазинов, и оказалось, что в 15 из них потребителей вводят в заблуждение по поводу скидок.
"Черная пятница" по–латвийски
Приведем фрагмент популярной дискуссии в социальной сети Facebook, в которой обсуждались распродажи в "черную пятницу".
"Такая же история в Zara: до скидки костюм стоил 80 €, а сегодня 100 €", — соглашается с Алиной Рузан.
"Да, по ходу везде такие ****скидки. Тоже посетили "Модис" и "Зару", — сетует Диана.
Досталось от покупателей также Mango и другим популярным магазинам одежды.
"Да это ж у нас обычное дело. Сколько уже было возмущенных постов, когда люди присматривали себе товар, ждали скидок, а когда приходили на "распродажу", на этот товар цена больше, чем до", — пишет Инна.
Понятно, что в защиту магазинов тоже появились реплики (мониторинг такой критики рекламщики проводят).
"Народ, это не скидка, а опечатка цены, заклеенная корректировочной наклейкой. Во всех магазинах так, если в базе цен опечатка, которую не исправить", — указывает некий Константин.
"Скидочная цена обычно красная и с другой стороны бирки. Вам не пришло в голову, что может быть опечатка и что просто исправили цену?" — соглашается с ним Лина.
Но многие пользователи не согласились с версией "очепяток": почему–то в латвийских магазинах их стало так много. И именно в большую сторону, а не наоборот.
"Развод полный все эти "черные пятницы", — резюмировал общую ситуацию Саша.
"В цивилизованных странах в "черную пятницу" за копейки можно купить, а у нас наоборот", — соглашается Кристина.
"Подруга в "Спице" работала и сказала, что это норма. Они вытаскивают коллекцию 2014 года и делают огромную наценку, а потом пишут, что это 20–30%-ная скидка. Так что выгоднее в обыкновенный день брать, и то дешевле", — советует Валя.
Щедрость на грани фантастики
Не только "пятницы", но и другие скидки у нас часто оказываются разводом. Полина, например, пишет: "Давно не покупала памперсы. Нужно было племяннице. Купила за 15,89. Прихожу через неделю — у них акция. И написано, что эти же памперсы 12,99, а до акции стоили 18,99. И так везде!"
Или возмущенный Рафаэль ругается (нецензурно): "Что это такое?!", показывая скидку на пиво. Обычная цена — 82 цента за бутылку, а при покупке 4 и более — 81 цент! "Скидка года!" — зубоскалят комментаторы.
Не отстают и интернет–магазины. Покупатель жалуется: "Хотел наушники в 220.lv купить, думал, дождусь скидок. За 2 дня до скидок подорожали, как и на других сайтах тоже, а уже со скидкой вышло дороже, чем первоначальная цена. Бесплатную доставку ждал 10 дней, уже и забыл, что покупал".
15 из 20 магазинов обманывают покупателей
В Центре защиты прав потребителей (ЦЗПП) общий вывод пользователей подтверждают: махинации со скидками и акциями у нас обычное дело.
В Центре защиты прав потребителей провели проверку 20 крупных интернет–магазинов. Оказалось, что в 15 из них потребителей вводят в заблуждение. Продавцы предлагают товар "со скидкой" по той же цене, что можно купить у оригинального распространителя. Мало того, судя по случайно оставленным ценникам в обычных магазинах, перед "акцией" цена успевает основательно подрасти. Так что "скидка" потом получается копеечной, а то и вовсе никакой.
Скорректировали цены 75% магазинов, которым ЦЗПП сделал предупреждение.
"Да, сегодня они скорректировали, но сделают ли они это завтра и с другим товаром — не факт. Мы будем следить и дальше. Также мы смотрим и на обычные магазины. Много жалоб, когда плакат о скидке висит, но она или уже закончилась, или еще не начиналась", — рассказала глава Центра защиты прав потребителей Байба Витолиня в интервью Латвийскому радио.
Центр будет требовать от магазинов менять свою практику, а не винить покупателей в невнимательности. В странах ЕС, по признанию Витолини, нет такого количества акций и скидок. У нас же это уже модель ценовой политики.
В Латвийской ассоциации торговцев тоже не раз замечали, что интернет–магазины нередко недобросовестно пользуются желанием людей приобрести товары со скидками. В этом случае выдают специальный знак.
"Мы выдаем знак честного торговца — "Надежный э–коммерсант. Он есть у тех интернет–магазинов, где не грешат со скидками. Советуем обращать на него внимание", — дают совет в ассоциации.
Представители ассоциации добавили, что часто магазины заманивают покупателей скидкой до 50%. Однако ее можно использовать только в том случае, если скидка распространяется на 1/10 часть товара. Нередко коммерсанты убирают половину цены лишь у одного товара, а цифра 50 красуется как приманка.
"Еще интересное: большие наши торговые сети делают скидки на 10 центов, 5 центов, 2 цента… Человек видит — скидка! А на старую цену даже не смотрит. А там разница — пара центов", — говорит преподаватель Высшей школы бизнеса Turiba маркетолог Ивета Лининя.
Специалист замечает, что особенно на такую удочку попадаются мужчины.
Защитники потребителей: жалуйтесь!
"Это одна из главных проблем латвийских магазинов, потому что люди очень любят скидки. Мы действительно любим товары со скидками, и эту нашу привычку коммерсанты используют, в том числе предлагая ложные скидки. Наша природа так устроена, что мы предпочитаем купить товар, который стоит 700 евро, со скидкой до 400 евро, а не товар, цена которого честно указана в размере 400 евро", — комментирует общую ситуацию руководитель Центра защиты прав потребителей (ЦЗПП) Байба Витолиня.
Помочь выстоять в скидочной лихорадке вам помогут несколько простых советов от защитников потребителей:
— составьте список покупок;
— сделайте небольшое исследование цен, узнайте, сколько стоит понравившаяся вещь в других магазинах и в интернете;
— выделите на покупки определенный бюджет и не превышайте его;
— при виде яркой бирки "скидка" посчитайте, насколько действительно выгодно предложение — возможно, вы выиграете всего несколько центов;
— убедитесь, что кладете в корзину товар, на который объявлена скидка, а не тот, который просто лежит рядом;
— если сомневаетесь в цене, проверьте по сканеру штрих–кодов — он есть в каждом супермаркете;
— внимательно пересчитывайте выгоду от предложений вроде "два по одной цене", "купи три и заплати половину от второго товара" и так далее;
— следите, чтобы ваша скидка появилась и при сканировании товара на кассе;
— перед тем как выйти из магазина, снова посмотрите в чек — все ли совпало с тем, что вы покупали.