Я критиковал мэра Риги Нила Ушакова тогда, когда им все восхищались, доставал его везде и всюду с вопросом, когда же Рижская дума переименует улицу Дудаева. При одном моем появлении на мероприятиях у Нила Валерьевича портилось его вечно позитивное настроение. Так что доказывать читающей публике, что у нас с Ушаковым старый конфликт, еще с 2009 года, когда он уклонился от выполнения предвыборных обещаний по переименованию улицы Дудаева, не надо. Но постараюсь взглянуть на градоначальника объективно.
Кто такой мэр
Как мне кажется, нынешняя волна разочарования Ушаковым вызвана излишним его очарованием в начале пути. Как же, впервые русский стал мэром Риги, сейчас он решит все вопросы, стоящие перед русскоязычными жителями Латвии.
Да, Ушаков показал себя хорошим мэром города, который креативно и талантливо рекламирует результаты своего труда: обложившись котами, педалируя образ спортсмена, а заодно и подмяв под себя значительную часть русскоязычного медиапространства, Нил Валерьевич смотрится весьма неплохо.
Но к политической повестке партии "Согласие" это не имеет никакого отношения. Невозможно велодорожками и ленивой пикировкой с националистами, которая в большей степени является пиаром, заменить политическую программу.
Русскоязычные избиратели голосуют за "Согласие" не из-за велодорожек или обустройства Риги. Есть всем известный набор проблем, которые стоят перед русскоязычными жителями, как перед второй общиной. Среди этих проблем — как сохранение остатков школьного образования на русском, так и использование русского языка в публичном пространстве в принципе, а про неграждан — нечего и говорить.
Что делает Ушаков в этом контексте — практически ничего. А надо ли его в этом винить — нет, ведь он всего-навсего главный завхоз Риги. Не менее, но и не более.
Кто, если не он
По законам латвийской политики, русскоязычную партию может возглавлять лишь фронтмен, если применить это понятие к политике. Да, Ушаков – фронтмен, молодой и энергичный. А теперь поразмышляем, кого из политиков можно еще назвать фронтменами. Их немного, но они есть.
Но все они не из "Согласия". В "Согласии" на роль фронтмена мог претендовать только Руслан Панкратов, и то потому, что единственный выдерживал давление Ушакова. Когда-то эту роль играл Николай Кабанов, но он давно уже на профсоюзной работе.
Выбора нет
Выходит, что Ушаков остается лидером "Согласия" не из-за того, что он такой прекрасный и выдающийся, а из-за того, что других лидеров в "Согласии" попросту нет.
Так что не надо критиковать рижского мэра, а надо предпринимать что-то самим, чтобы составить Ушакову конкуренцию. А за неимением конкуренции Ушаков превратится в вечного латвийского Сависаара.