РИГА, 15 дек — Sputnik, Евгений Лешковский. В третьей акции обновленного Штаба защиты русских школ участвовало, по скромным подсчетам, около двух тысяч человек. В Штаб входят самые разные общественные организации и политические структуры – от коллективов народного творчества до партии Русский союз Латвии (РСЛ), представленной, благодаря Татьяне Жданок, в Европарламенте.
Все они, а еще масса рядовых латвийцев вышли, чтобы принять участие в мероприятии под названием "Кольцо света", акции, которая началась с митинга у стен министерства образования и продолжилась шествием по улицам Старой Риги, с обязательной остановкой возле Рижского замка.
Активисты решили окружить, взять в кольцо министерство тьмы, как теперь все больше людей называют министерство образования во главе с Черным Карлисом, и президентские апартаменты, и, конечно, парламент, чтобы показать чиновникам, что далеко не всех устраивают их нечистые дела.
Никакой мистики – только суровая реальность! Разве можно назвать чистым желание политиков уничтожить все школы нацменьшинств (и не только русские!)? Об этом и говорили участники "Кольца света".
Ушаков, вернись к народу!
Активисты предлагают вернуться к системе образования, существовавшей в 1919 году, когда в молодой республике еще было место всем национальностям, пока к власти не пришел диктатор Карлис Улманис с идеей "латышской Латвии".
Участник Штаба и сопредседатель РСЛ Мирослав Митрофанов заявил, что теперь защитники русских школ готовятся инициировать референдум "об автономии учебных заведений нацменьшинств".
— Я убежден, что все акции Штаба не просто замечают и в парламенте и в кабинете министров, я верю, что там делают выводы.
Так, первую нашу акцию просто заметили, а после второй, в ноябре, сменилась тональность, с которой те же министры стали говорить о русских школах. А уже в преддверии третьей акции Штаба осмелели учителя и стали открыто выступать в СМИ. Учителя, пусть и побаиваются гонений, но при этом осознают, что лояльность к государству и к решениям нынешних политиков — это не одно и то же, и поэтому стали говорить о проблеме.
И мы намерены с каждой новой акцией выводить на улицы все больше людей, чтобы митинги Штаба стали заметны на всю Европу. Важно, чтобы нашим политикам сказали на уровне властей ЕС: договаривайтесь с вашими русскими!
Конечно, мы бы смогли вывести на улицы больше людей, если бы акции Штаба поддержал Нил Ушаков. Но он теперь уютно себя чувствует на приставном стульчике к креслам в ряду латышской национальной элиты — и очень за этот стульчик держится, боится, что отберут. Однако мы все равно верим, что Ушаков передумает и вернется к своему народу, — заявил Митрофанов.
Новая реформа – жалкая месть трусов
В третьей акции Штаба, действительно, участвовало много учителей, в том числе латышей из более чем национальных регионов — Курземе и Видземе. Они тоже, что удивительно, категорически против уничтожения школ нацменьшинств. Учительница Илзе Калниня из Курземе рассказала, зачем пришла поддержать "Кольцо света".
— Я однозначно против уничтожения русских школ! Такое ощущение, что нет предела ненависти у людей, работающих в министерстве образования. Ликвидация русского образования, которую они затеяли, — это жалкая месть трусов за какие-то там якобы ошибки истории. Они говорят, будто в советские годы в Латвии проводилась насильственная русификация.
Я живу в самом сердце Курземе, откуда все мои предки, и там в советские годы по-русски почти никто не говорил и никого "оккупанты" не заставляли учить "их язык", и за незнание к стенке не ставили. Если и были какие-то единичные нехорошие случаи в Латвии, так это, действительно, исключение, и точно не повод в XXI цивилизованном веке, уничтожать русское образование в стране!
И я пришла, чтобы обратиться не к русским, а к чистокровным латышам, чтобы они тоже участвовали в акциях Штаба и выступали в латышских СМИ в защиту русских детей и учителей, ведь то, что теперь устраивает министерство образования, — это мерзость и гадость.
Педагоги увольняются, заработав очередную депрессию
Активист Штаба, педагог с огромным стажем работы и глава школы "Эврика" Яков Плинер тоже принял участие в акции и рассказал следующее:
— Неудивительно, что здесь сегодня много и мам с детьми и учителей самых разных национальностей, ведь закрытие русских школ тут же вскроет массу проблем.
К примеру, примерно 70% учителей могут работать билингвально, но не способны преподавать только на латышском языке, а это означает, что их уволят. И тут же увеличится социальная напряженность, что не нужно ни русским учителям, ни их латышским коллегам.
Министерству образования важно не придумывать дурацкие и вредительские реформы, но озаботиться тем, чтобы в стране становилось больше молодых педагогов, а то многим школам, как русским, так и латышским, их днем с огнем не найти. А то, что теперь творят латышские политики – это лингвистический геноцид, переходящий в этнический. Это в итоге погубит русскую общину Латвии во всем ее многообразии. И последнее вредит всей Латвии, — подчеркнул Плинер.
В "Кольце света" участвовал и историк Игорь Гусев, который в курсе школьных проблем, так как сам преподает, и часто общается с молодежью и педагогами. Вот что он считает:
— Задуманная реформа — это не уничтожение русского образования в Латвии, но уничтожение самой Латвии.
Великий латышский поэт Янис Райнис сказал, что сила Латвии в единстве всех наций, которые ее населяют. А то, что, например, предлагает господин Ушаков – "усиленно изучать предметы на русском языке факультативно" — это не просто плохая мина при плохой игре, но бред сивой кобылы.
Сейчас дети и учителя перегружены в школах, и надо было Ушакову слышать, что они говорили, когда он выступил со своей "разумной инициативой".
Молодые учителя уже теперь увольняются из школ, зарабатывая там тяжелейшие формы депрессии. И ни один ребенок не выдержит такой нагрузки, как факультатив, где ему придется провести еще полдня после того, как он еле-еле осилит семь уроков на латышском. Его голова расколется, и он точно не усвоит уже никакой материал. В итоге уровень знаний снизится.
По мнению Гусева, то, что теперь пытается сделать Карлис Шадурскис и другие политики — это целенаправленный геноцид русского народа. Гусев говорит, что глупо думать, будто политики хотят, чтобы русские дети лучше знали латышский язык.
"Этим людям надо, чтобы никаких русских тут вообще не было", — убежден историк.
Латвия может перенять одесский опыт
Высказался также и активист-общественник Александр Гапоненко, который считает, что латвийским властям не хватает только начать чинить в Латвии расправы, как некогда это было сделано в Одессе.
— На общую ситуацию в республике такие акции, как сегодняшняя, могут повлиять. Ведь уже теперь в солидных международных организациях все чаще говорят о том, как в Латвии совершаются попытки ассимиляции огромной части населения — русскоязычных. И чем больше и громче будут акции в защиту русского образования, тем чаще в мире станут говорить о проблеме в нашей стране, и тогда, возможно, появится шанс, что наши политики призадумаются.
Я уверен: мы победим! Если только власти страны не начнут здесь проводить расправы, как, скажем, в Одессе, например, переняв опыт работы у гостившего в Риге "доброго друга Латвии" Андрея Порубия.