РИГА, 13 дек — Sputnik. Отказ ЕС в финансировании вынудит страны Балтии пытаться наладить отношения с Россией, однако вряд ли их удастся восстановить в полном объеме, заявил литовский политолог Анатолий Иванов в эфире НСН.
Евросоюз отказался спонсировать ключевые долгосрочные проекты Латвии, Литвы и Эстонии. В частности, речь идет о возведении объектов инфраструктуры для транспортировки и хранения сжиженного природного газа (СПГ), а также о строительстве трансбалтийской железной дороги Rail Baltica.
"Я думаю, что ЕС подталкивает прибалтийские страны к этому. Становится понятно, что в нашем континентальном мире без России трудно решить любую проблему. Отношения нужно восстанавливать прибалтам, которые совершенно наглухо отгородились", — заявил Иванов.
Он отметил, что не уверен в возможности восстановить отношения стран Балтии и России на прежнем уровне.
"Особенно после того, как президент Литвы Даля Грибаускайте провела аналогии между Владимиром Путиным и Сталиным и Гитлером и заявила, что Россия — это террористическое государство, что бизнес должен уходить из России, потому что она является страной повышенных рисков. Такие вещи так просто не забываются", — пояснил политолог.
Европейские бюрократы считают свою копеечку
В начале декабря стало известно, что ни одна из стран Балтии не получит от Евросоюза средства на проекты, связанные с инфраструктурой СПГ. Еврокомиссия сообщила, что утвердила список проектов общего интереса ЕС (projects of common interest, PCI), в котором отсутствуют инфраструктурные проекты СПГ стран Балтии.
Как отметил Иванов, Брюссель также отказал Вильнюсу в праве закрепить за построенным терминалом СПГ в Клайпеде статус регионального. По его словам, это фактически означает, что ЕС не дал своего разрешения странам Балтии на полный отказ от российского газа в пользу американского и норвежского СПГ.
Брюссель также фактически заблокировал окончание строительства железной дороги Rail Baltica.
По словам политолога, проект так или иначе завершен, но расходы по строительству Rail Baltica лягут тяжелым грузом на плечи местных налогоплательщиков.
Еврокомиссар по бюджету Гюнтер Эттингер еще в ноябре в ходе турне по странам Балтийского региона выражал надежду, что деньги для строительства панбалтийской магистрали найдутся, в то же время отметив, что не может этого гарантировать.
Первоначально планировалось, что строительство Rail Baltica обойдется в 3,8 миллиарда евро, но итоговая сумма выросла на 2 миллиарда из-за появления новых участков пути. Как заявляла исполнительный директор и член правления RB Rail Байба Рубеса, без финансирования ЕС проект было бы невозможно осуществить. К настоящему моменту Брюссель выделил на постройку магистрали 633 миллиона евро.
Ядерный провал
Еврокомиссия также заморозила вложения из евробюджета в проект строительства Висагинской АЭС, напомнил Иванов.
Вильнюс показал себя никчемным переговорщиком в контексте Висагинской АЭС, подчеркнул Иванов.
"Основным партнером по строительству АЭС должен был быть конгломерат Hitachi, но он поставил на этом "мертворожденном ребенке" точку. Еще раньше из этого проекта вышла Польша. То, что Вильнюс не смог договориться с латышами и эстонцами, свидетельствует о том, что они никчемные переговорщики. Нет переговорщиков, которые способны вести дискуссию на межгосударственном уровне", — сказал политолог.
По его мнению, ядерный проект в Литве провален, возвращаться к нему бессмысленно.
"Белорусы со своей строящейся атомной электростанцией в Островце опережают литовский проект минимум на 20 лет", — уверен Иванов.
В частности, Вильнюс пытался убедить соседей отказаться от покупки энергии БелАЭС. Латвия, поддержав Литву в озабоченности соблюдением экологических стандартов, тем не менее заявила, что не откажется от закупки белорусского электричества. После этого Вильнюс обвинил латвийскую сторону в корыстном подходе в надежде заполучить часть белорусского транзита.
На минувшей неделе стало известно, что Белоруссия и Россия согласовали возможность экспорта в 2018 году до 1 миллиона тонн нефтепродуктов через порты РФ вместо балтийских портов, которые используются сейчас.