ЕС забирает свои деньги: странам Балтии дорога в Россию

© SputnikНаклейка с двумя фигурами (цвета латвийского и российского флагов)
Наклейка с двумя фигурами (цвета латвийского и российского флагов) - Sputnik Латвия
Подписаться
Балтии не хватает политической воли признать последствия отказа Евросоюза в финансировании ряда ключевых для региона проектов

РИГА, 13 дек — Sputnik. Отказ ЕС в финансировании вынудит страны Балтии пытаться наладить отношения с Россией, однако вряд ли их удастся восстановить в полном объеме, заявил литовский политолог Анатолий Иванов в эфире НСН.

Евросоюз отказался спонсировать ключевые долгосрочные проекты Латвии, Литвы и Эстонии. В частности, речь идет о возведении объектов инфраструктуры для транспортировки и хранения сжиженного природного газа (СПГ), а также о строительстве трансбалтийской железной дороги Rail Baltica. 

Флаги Балтийских стран на башне - Sputnik Латвия
"Детство кончилось". Что ждет страны Балтии без денег Евросоюза
В свете решений Евросоюза странам Балтийского региона не остается ничего другого, кроме как пытаться делать шаги навстречу России, считает эксперт.

"Я думаю, что ЕС подталкивает прибалтийские страны к этому. Становится понятно, что в нашем континентальном мире без России трудно решить любую проблему. Отношения нужно восстанавливать прибалтам, которые совершенно наглухо отгородились", — заявил Иванов.

Он отметил, что не уверен в возможности восстановить отношения стран Балтии и России на прежнем уровне.

"Особенно после того, как президент Литвы Даля Грибаускайте провела аналогии между Владимиром Путиным и Сталиным и Гитлером и заявила, что Россия — это террористическое государство, что бизнес должен уходить из России, потому что она является страной повышенных рисков. Такие вещи так просто не забываются", — пояснил политолог.

Европейские бюрократы считают свою копеечку

В начале декабря стало известно, что ни одна из стран Балтии не получит от Евросоюза средства на проекты, связанные с инфраструктурой СПГ. Еврокомиссия сообщила, что утвердила список проектов общего интереса ЕС (projects of common interest, PCI), в котором отсутствуют инфраструктурные проекты СПГ стран Балтии.

Как отметил Иванов, Брюссель также отказал Вильнюсу в праве закрепить за построенным терминалом СПГ в Клайпеде статус регионального. По его словам, это фактически означает, что ЕС не дал своего разрешения странам Балтии на полный отказ от российского газа в пользу американского и норвежского СПГ.

Брюссель также фактически заблокировал окончание строительства железной дороги Rail Baltica.

Газовоз везет первый СПГ груз из США в Литву - Sputnik Латвия
"Газпром" рассказал, по каким ценам Балтия и Польша покупают СПГ у США
"Это долгоиграющий проект, он тянется уже без малого вместе с идеей 20 лет. Для чего нужно это было — непонятно, и непонятно, чем будет загружен этот транспортный коридор, — отметил Иванов. — Понятно, что европейские бюрократы считают свою копеечку. Общая ситуация в Евросоюзе достаточно сложная, вот и экономят на таких проектах, которые можно назвать прибалтийским БАМом, долгостроем".

По словам политолога, проект так или иначе завершен, но расходы по строительству Rail Baltica лягут тяжелым грузом на плечи местных налогоплательщиков.

Еврокомиссар по бюджету Гюнтер Эттингер еще в ноябре в ходе турне по странам Балтийского региона выражал надежду, что деньги для строительства панбалтийской магистрали найдутся, в то же время отметив, что не может этого гарантировать.

Еврокомиссар по бюджету Гюнтер Эттингер - Sputnik Латвия
Еврокомиссар Эттингер предупредил об урезании дотаций из ЕС
Железная дорога Rail Baltica длиной 730 километров должна связать государства Западной Европы со странами Балтии через Варшаву, Вильнюс, Каунас, Ригу, Таллин и далее, с помощью парома — с Финляндией. Протяженность трассы в Латвии и Эстонии — около 300 километров, в Литве — 360 километров. Окончание строительства магистрали ожидается не ранее 2022 года.

Первоначально планировалось, что строительство Rail Baltica обойдется в 3,8 миллиарда евро, но итоговая сумма выросла на 2 миллиарда из-за появления новых участков пути. Как заявляла исполнительный директор и член правления RB Rail Байба Рубеса, без финансирования ЕС проект было бы невозможно осуществить. К настоящему моменту Брюссель выделил на постройку магистрали 633 миллиона евро.

Ядерный провал

Еврокомиссия также заморозила вложения из евробюджета в проект строительства Висагинской АЭС, напомнил Иванов.

Строительство Балтийской атомной станции - Sputnik Латвия
Россия может разморозить строительство Балтийской АЭС
Власти Литвы в сотрудничестве с японской компанией Hitachi намеревались возвести Висагинскую АЭС взамен закрытой в 2009 году Игналинской атомной станции, где был установлен старый реактор "чернобыльского типа". Предполагалось, что три АЭС в Балтийском регионе — новая Висагинская, Балтийская (Калининград) и Островецкая (Белоруссия) — будут закольцованы и станут работать по единой схеме, в общих режимах и параметрах электросети. Однако проект Висагинской АЭС свернули еще на этапе поиска инвесторов. 

Вильнюс показал себя никчемным переговорщиком в контексте Висагинской АЭС, подчеркнул Иванов.

"Основным партнером по строительству АЭС должен был быть конгломерат Hitachi, но он поставил на этом "мертворожденном ребенке" точку. Еще раньше из этого проекта вышла Польша. То, что Вильнюс не смог договориться с латышами и эстонцами, свидетельствует о том, что они никчемные переговорщики. Нет переговорщиков, которые способны вести дискуссию на межгосударственном уровне", — сказал политолог.

По его мнению, ядерный проект в Литве провален, возвращаться к нему бессмысленно.

"Белорусы со своей строящейся атомной электростанцией в Островце опережают литовский проект минимум на 20 лет", — уверен Иванов.

Стенд компании Газпром - Sputnik Латвия
В Литве обсуждение штрафа за рельсы свернули к жалобам на "Газпром"
Белорусская АЭС строится рядом с городом Островец в Гродненской области, в 50 километрах от Вильнюса. Станция будет состоять из двух энергоблоков. Первый энергоблок БелАЭС в Островце планируется ввести в эксплуатацию в 2019 году, второй — в 2020-м. Литва предъявляет претензии к проекту практически с того момента, как Минск принял решение о начале строительства.

В частности, Вильнюс пытался убедить соседей отказаться от покупки энергии БелАЭС. Латвия, поддержав Литву в озабоченности соблюдением экологических стандартов, тем не менее заявила, что не откажется от закупки белорусского электричества. После этого Вильнюс обвинил латвийскую сторону в корыстном подходе в надежде заполучить часть белорусского транзита.

На минувшей неделе стало известно, что Белоруссия и Россия согласовали возможность экспорта в 2018 году до 1 миллиона тонн нефтепродуктов через порты РФ вместо балтийских портов, которые используются сейчас.

Лента новостей
0