РИГА, 2 ноя — Sputnik, Юлия Грант. Еврокомиссар Гюнтер Эттингер завершил свое турне по балтийским странам в Риге, где ответил на взволнованные вопросы о будущем еврофондов. В Латвии, по данным Еврокомиссии, их доля в финансировании инвестиций составляет более 70%, по этому показателю страна на третьем месте среди реципиентов ЕС после Хорватии и Португалии, так что есть о чем волноваться.
Бюджет Евросоюза в результате Brexit потеряет от 12 до 15 миллиардов евро в год. Для Латвии, получающей в течение всего 7-летнего периода планирования чуть более 4 миллиардов, это космическая сумма. Правда, текущего периода секвестр не коснется, успокоил Эттингер: до выхода Британии из сообщества свои обязательства она будет выполнять. А тут, как известно, скоро сказка сказывается, но нескоро дело делается.
Повторив привычный перечень "вызовов" ЕС: безопасность, выравнивание уровня жизни, миграция, борьба с терроризмом, — еврокомиссар только в конце своей 55-минутной сессии в Риге обмолвился о главном — конкурентоспособности континента.
"Южная Корея инвестирует 4% ВВП в инновации и исследования, а Европа в среднем 2%. Италия — 1%. На таком уровне вы не будете конкурентоспособны", — отметил Эттингер, не преминув сказать и о передовом примере Германии, инвестирующей в инновации 4,7% ВВП.
Латвии в этом плане даже с Италией не тягаться, после кризиса 2008 года и урезания бюджета науки и образования она стала аутсайдером вложений по статье research & development (исследования и развитие).
По словам экономиста банка SEB Дайниса Гашпуйтиса, Латвия почти в 7,6 раза отстает по этому показателю от среднеевропейского уровня и даже на фоне Эстонии и Литвы смотрится бледно: в год на одного жителя на R & D наша страна тратит 77 евро, тогда как соседки 231 и 133 евро соответственно. А именно инновации будут определять доступ к европейским деньгам в следующий финансовый период, уверен Гашпуйтис. Он отмечает, что средств в копилке ЕС после 2021 года станет меньше, а их распределение будет производиться уже "не всем сестрам по серьгам", а на конкурсной основе.
Поэтому прозвучавшее на тревожный запрос руководителя панбалтийского проекта Rail Baltica Байбы Рубесы заверение Гюнтера Эттингера о том, что "железная дорога и автобаны нужны Европе, и я надеюсь, что проект продолжится, и деньги будут включены в бюджет", не подкреплено ничем. И сам высокий гость затем добавил: "Я знаю, как важны связи между балтийскими странами для ЕС. Конечно, я не могу гарантировать, что мои коллеги решат так же. Мы живем в демократической системе и надо спросить парламент, всем надо согласиться с этим предложением. Может, вам надо отправиться в Стокгольм и Копенгаген поговорить с другими странами-участницами о поддержке".
Впрочем, и эффективность таких переговоров еврокомиссар признал не слишком высокой.
По его словам, ЕС нужно прийти к единому дигитальному рынку и стратегии безопасности, банковскому союзу и рынку капитала, однако "главная проблема в том, что страны-участницы не готовы принимать предложения Еврокомиссии. Мы пытаемся сделать, что можем".
Эттингер сообщил, что в данный момент Еврокомиссия отсылает запросы правительствам, каким они видят финансирование после 2020 года.
"Нужно создать новую схему финансирования для стран-участниц и местных правительств. Потери в бюджете из-за Brexit нам надо будет компенсировать, не за счет кредитов, конечно. Придется урезать расходы", — резюмировал еврокомиссар.