РИГА, 11 дек — Sputnik. Четверть века назад "цитадель расизма переместилась из Кейптауна в Ригу", заявил сопредседатель Латвийского комитета по правам человека Владимир Бузаев на открытии конференции ЛКПЧ 9 декабря.
Свой доклад Бузаев разместил на своей странице в Facebook.
Конференция посвящена двойному юбилею: 9 декабря исполнилось 25 лет самой организации, а 18 декабря исполнится 25 лет Декларации ООН о правах нацменьшинств.
Доказывая, что Рига остается "столицей апартеида", Владимир Бузаев обратил внимание на сокращение численности и доли нацменьшинств в населении стран Балтии, особенно Латвии, напомнил об ограничениях экономической деятельности и политических прав.
По мнению Бузаева, Латвия обгоняет соседние страны по ограничениям прав нацменьшинств, в первую очередь русскоязычных. Так, в Литве нет неграждан, а в Эстонии с 2015 года ребенок из семьи неграждан автоматически получает гражданство. Латвия первой ввела языковые пропорции в средней школе, а теперь планирует полностью перевести образование на латышский язык.
Представитель ООН в личном качестве
Конференцию посетил представитель ООН – специальный докладчик Совета по правам человека Фернан де Варенн, подчеркнув, что этот визит неофициальный. Как сообщает Baltnews.lv, де Варенн был осторожен в своих оценках. Он отметил, что Декларация о правах нацменьшинств не является юридически обязывающей и содержит ряд расплывчатых формулировок.
Латвийский комитет по правам человека (ЛКПЧ) — общественная организация, ведущая правозащитную деятельность в Латвии с 1992 года. С 2012 года ЛКПЧ работает как Центр правовой защиты российских соотечественников за рубежом.
Справка
Апартеид — официальная политика расовой сегрегации, проводившаяся правившей в ЮАР с 1948 по 1994 год Национальной партией. Она действовала во всех сферах общественной жизни, в том числе в больницах, неотложной скорой помощи и в общественном транспорте. Были запрещены сексуальные контакты и тем более браки между людьми разных рас.
В 1970-е годы государство тратило на образование одного чернокожего ребенка десятую долю той суммы, которая приходилась на одного белого. Закон об образовании банту прямо предусматривал, что чернокожим детям нужно преподавать лишь основные навыки, нужные в работе на белых. С 1959 года сегрегация была введена и в высшее образование.