На фоне продолжительного охлаждения отношений Анкары с Брюсселем и Вашингтоном американские СМИ пишут о возможном выводе ядерного оружия США с турецкой авиабазы Инджирлик, а турецкие СМИ отмечают, что подобный шаг пойдет на пользу обеим странам. Исследовательская группа турецкого парламента подчеркивает: речь идет о 50 водородных бомбах класса B-61.
Вероятно, для негласных манипуляций со своим ядерным оружием в странах НАТО американцам не требуется разрешение ООН, России или Балтии. И 30-летие Договора РСМД невольно подталкивает к мысли: американскими оруженосцами "средней и малой дальности" вполне могут оказаться Литва, Латвия и Эстония, которые находятся на расстоянии около 600 км от Москвы.
Напомню: военная доктрина России декларирует право применения ядерного оружия в случае агрессии против РФ с применением даже обычного оружия (когда под угрозу поставлено само существование государства). Российская доктрина не определяет приоритеты или рубежи применения, и если ядерное оружие США станет угрожать Москве на Балтийском направлении, превентивные меры Кремля могут оказаться неизбежными.
Военная мобильность
Вашингтон возвращает свои войска в Европу. При этом американцы пытаются понять, почему Европа "не готовится к войне с Россией". Разумеется, натовский "муравейник" никто не отменял, но большинству европейских политиков понятно, что Североатлантический альянс давно утратил оборонный смысл и приобрел неоколониальный оттенок. И военные игры европейцев в пользу США идут достаточно вяло, нормативные 2% ВВП в бюджет военного союза вносят только четыре европейских государства – члена НАТО: Великобритания, Польша, Греция и Эстония.
Как бы то ни было, 5 декабря министры иностранных дел стран Североатлантического альянса договорились активизировать сотрудничество между НАТО и Евросоюзом. Совместная работа будет включать три новые области, первой (главной) из которых названа военная мобильность. Что это такое?
В Польше развернута американская бронетанковая бригада, и страны Балтии тоже рвутся на передовую, ведь за два последних года численность сил реагирования НАТО в Европе увеличена втрое, американская Инициатива по обеспечению европейской безопасности (European Reassurance Initiative) в текущем году имеет бюджет 3,4 миллиарда долларов. Это реальный бизнес-план и большие деньги, которые ранее и не снились странам Балтии. Возможно, этим объясняется неоднозначная активность литовского президента Дали Грибаускайте, ее балтийских (и польских) коллег. И появление новейших американских истребителей F-35 на эстонской авиабазе, в 200 км от российской границы.
Желание восточноевропейских политиков угодить старшим партнерам по НАТО порой затмевает разум. Литовский министр обороны Раймундас Кароблис видит признаки грядущего российского военного вторжения даже в работе российских СМИ. А спецслужбы Литвы прогнозируют нападение России на страны Балтии в уходящем 2017 году, причем для полной оккупации потребуется не более 48 часов. Времени осталось всего ничего.
1-й Прибалтийский фронт
Ранее президент Литвы Даля Грибаускайте призвала США на постоянной основе разместить в Балтии зенитные ракетные комплексы Patriot. Тщетная предосторожность. Заметим, литовская территория – всего 65 тысяч квадратных километров, а выход к Балтийскому морю у России имеется. К чему бы Кремлю нападать на маленькую Литву?
Россия за четверть века ни разу не посягнула на независимость стран Балтии и всегда поддерживала их морские порты транзитом российских грузов. Однако враждебная риторика и поддержка антироссийских санкций нанесли Литве вред, сопоставимый с боевыми действиями на территории республики. Москва ввела экономические контрсанкции, и сразу товарооборот с Литвой упал на 30% (с Латвией и Эстонией — на 40 и 25% соответственно). То есть, реальную опасность существованию Балтийского сектора цивилизации представляют Евросоюз и Североатлантический альянс, а не надуманная российская угроза.
Наращивание военной активности у российских границ, создание оперативных возможностей для сил реагирования НАТО вынуждают Россию реагировать. Очевидно, в случае внешней агрессии воздушно-космическая оборона РФ будет иметь наступательный характер. Приоритетными задачами станут подавление системы управления войсками и средств воздушного нападения противника.
Первыми жертвами большой войны станут GPS-навигация и ближайшие (к России) союзники агрессора. Неужели именно к этому стремятся балтийские лидеры?
В зоне своих национальных интересов Москва наверняка окажется значительно жестче и последовательнее стратегов Пентагона. И безопасность стран Балтии (и Европы в целом) в большей степени зависит от добрососедских отношений с Россией.