Lidl и раньше пытался зайти в Латвию. Несколько лет назад торговый гигант уже купил немало участков земли и открыл административный центр, где занимался обучением персонала для работы по всей Прибалтике. Но вдруг ушел из страны и даже недвижимость продал.
Почему? Поговаривают о "давлении" в Латвии со стороны известной литовской сети. Но, возможно, руководство Lidl сперва решило поработать в других регионах Восточной Европы — в Литве, Польше, Болгарии, Молдавии, а потом уже, подкачав мускулы на непростом рынке бедных стран, войти в Латвию.
Но — придет ли Lidl к нам теперь? И если — "да", тогда, что тут будет? Об этом Sputnik побеседовал с президентом Латвийской ассоциации торговцев, советником Европейской комиссии по торговым делам Хенриксом Данусевичем.
Что мы увидим на полках Lidl
"Прогнозирую, что Lidl, если и придет в Латвию, то начнет работать не раньше конца следующего года. Lidl вначале построит административное здание, склад (запланирован в Межциемсе) и только потом — первый магазин. Со временем тут может появиться около двадцати магазинов — чуть меньше, чем в Литве", — говорит Хенрикс Данусевич.
Но кто у нас в стране большие производители собственно латвийские? По мнению Хенрика Данусевича, в Lidl может появиться продукция, например, с брендом Laima (но производство-то — норвежское, от компании, входящей в концерн Orkla) или Aldaris (завод входит в мировой концерн Cаrlsberg).
Еще, возможно, будут какие-то местные овощи, но, опять же, только от крупных поставщиков, способных предложить самую низкую цену, а иначе тут будет товар, скажем, из Германии или Польши. Важно понимать и то, что на полках не будет многообразия товаров одной группы: если масло, то — от двух производителей, минеральная вода — тоже, и так буквально во всем. В то время как в других торговых сетях Латвии разнообразие товаров превеликое.
Бог шельму метит
По мнению Данусевича, появление тут Lidl ударит и по Maxima, и по RIMI (особенно по его сети магазинов дешевых товаров SuperNetto). Возможно, появление Lidl не скажется на дорогих SKY и Stockman, а также небольшие магазины легко переживут приход гиганта. Но передел рынка тут все равно будет большой. В Литве с появлением Lidl все крупные торговые сети потеряли примерно 8% рынка.
Автоматически и увеличится проблема поиска работников в супермаркеты. Недавно коммерческий директор Elvi Latvija Лайла Вартукаптейне сказала, что торговые сети и без Lidl тут все сильнее сталкиваются с проблемой нехватки работников — из страны же огромный отток населения.
"С появлением Lidl у других торговых сетей станет больше проблем и вот почему. Известно ведь, что люди в концерне Lidl получают чуть ли не самые высокие зарплаты по сравнению с другими сетями. И условия труда в Lidl самые лучшие", — говорит Данусевич.
Именно поэтому появления Lidl сильно ждут работники чуть ли не всех торговых сетей в Латвии. Но, по мнению Хенрика Данусевича, кому-то будет хорошо, но в целом народное хозяйство потеряет. Тут поменяется рынок, будет больше импортной продукции, местные производители понесут убытки, а некоторые и вовсе вынуждены будут закрыться. Значит, уменьшатся налоговые поступления — в том числе и от торговых сетей, сотрудничающих с нашими производителями, которых может стать меньше.
И вот теперь, как говорится, бог шельму метит: и Maxima с RIMI почувствуют удар — от того, кто сильнее. И им самим придется менять политику работы. Впрочем, вероятнее всего Maxima и RIMI не станут лучше себя вести с местным производителями. Эти торговые сети после появления Lidl будут терпеть убытки — и начнут их гасить, еще сильнее выкручивая руки латвийским производителям.
Глобальные правила игры
"Что касается обычных покупателей, которые смогут покупать товары по более низким ценам, скажу следующее. Да, вначале им будет хорошо, а потом — нет, поскольку уменьшатся поступления в госбюджет, и в стране опять будут пересматривать налоговую систему", — прогнозирует Хенрикс Данусевич.
Да, сеть может немного заигрывать с местными не производителями, но — политиками. Как только Lidl появляется в новой стране, первое время там находится местечко и для местного товара (это делается, понятно, в демонстративных целях), но постепенно его становится все меньше и меньше…
"К тому же, у Lidl исключительные требования к качеству продукции, вернее — к производству. От производителя требуют глобальные международные сертификаты, получение которых стоит огромных денег. И не важно, что у местных фирм есть все разрешения от Продовольственно-ветеринарной службы, и товар качественный, но получить дорогие сертификаты они не в состоянии — по понятным причинам.
Если кто-то получает такой документ, сразу повышает цены на продукцию. А на латвийском рынке серьезная конкуренция — и более дорогую продукцию, пусть и со строгими международными сертификатами, здесь сбывать крайне сложно. А Lidl именно такие документы и требует. Так тоже выстроена огромная преграда для основной массы местных производителей, не участвующих в глобальном рынке", — делает вывод президент Латвийской ассоциации торговцев.