Рижский порт - Sputnik Латвия
Транзит
Транзит грузов по латвийской железной дороге и через ее порты сокращается на протяжении уже нескольких лет. В значительной степени это обусловлено решением России переориентировать экспортные поставки на отечественные порты на Балтике.

Китайский транзит: Латвия и Литва приняли по три поезда, Эстония – ноль

© Foto : kai StachowiakЖелезнодорожные пути
Железнодорожные пути - Sputnik Латвия
Подписаться на
Yandex newsTelegram
Несмотря на усилия стран Балтии по привлечению китайского транзита, результаты пока не очень впечатляют: за все время Латвия и Литва пропустили по три состава из КНР, а Эстония пока ни одного

РИГА, 29 ноя — Sputnik. Заявление министра сообщения Латвии Улдиса Аугулиса о том, что Латвия — единственная из стран Балтии, которая заполучила китайские контейнерные поезда, оказалось не совсем правдой. Через Литву также прошел китайский состав — в июне этого года, — разница лишь в том, что в Латвии товары перегружаются на морские суда, а в Литве состав "переобувается" на колеса для другой колеи, выяснила передача "Детектор лжи" Латвийского телевидения.

Улдис Аугулис в интервью программе Rīta panorāma рассказывал о грузоперевозках из Китая в Европу и обратно. Отвечая на комментарий журналиста, что большинство этих грузов, однако, доставляются в обход Латвии, министр заявил, что Латвия — единственная страна Балтии, у которой такие китайские поезда есть.

"Ни у литовцев, ни у эстонцев таких поездов из Китая нет. До сих пор нет. В этом году мы единственные из стран Балтии, которые смогли сделать что-то подобное", — сказал министр.

Зилупский железнодорожный пограничный пункт - Sputnik Латвия
Марис Кучинскис обсудил латвийский транзит на саммите "16+1"

До сих пор до Латвии добрались три поезда из Китая. Первый прибыл весной 2008 года. Привлечение грузов с новой силой возобновилось только в последние годы. В ноябре прошлого года в Рижском порту торжественно встречали второй грузовой поезд из Китая, а в этом году, в середине октября, третий. В основном они были загружены пищевыми добавками, которые затем доставляются в Роттердам по морю. Кроме того, в мае этого года первый контейнерный поезд отправился в обратном направлении — из рижского порта в Китай.

До Эстонии китайские грузовые поезда действительно не добрались, хотя соседняя страна работает в этом направлении и недавно сообщила, что первый тестовый поезд прибудет в этом месяце.

Однако с Литвой дело обстоит иначе. Представитель Литовских железных дорог (Lietuvos Geležinkeliai) Мантас Дубаускас рассказал передаче "Детектор лжи", что первый поезд из Китая прибыл в Литву в 2011 году. В 2016-м был еще один. В июне этого года в Литву впервые прибыл полностью сформированный в Китае поезд, доставивший различные химические вещества для рынков Франции и Германии. В конце сентября полноценный состав из Польши через Калининград и Литву отправился в Китай.

По данным Латвийского телевидения, китайские грузы в Литве проходят обработку, подобную осуществляемой в Латвии. Единственное отличие — в Риге товары перегружаются на морские суда, а на станции Шештокяй у литовско-польской границы — на поезда, идущие по рельсам европейской ширины 1435 мм. (Поезд из Польши в КНР, однако, является "чистым" транзитом: состав был сформирован в Лодзи и пересек российскую границу в Калининградской области. Перегрузка на вагоны для колеи 1530 мм осуществлялась в Черняховске, на российской территории. Предполагается, что эти поезда со временем станут ежедневными).

Нельзя сравнивать

Однако Аугулис продолжает утверждать, что Латвия – единственная, кто заполучил китайский транзит. По его словам, поезда, которые прошли через Литву, и те, что прошли через Латвию "нельзя сравнивать". Аугулис сказал, что Латвия заполучила китайские поезда, потому что вела целенаправленную работу с партнерами, а через Литву составы пошли только из-за перегрузки польско-белорусского маршрута.

"Случай Литвы — совсем другая история. Это связано с тем, что белорусско-польская железная дорога уже перегружена. В Польше ремонт, и потому мощности инфраструктуры ограничены. Для Российских железных дорог важно также привлекать Калининград к этим перевозкам. Поэтому эти два поезда пропустили через Литву. Эти случаи — латвийский и литовский — нельзя просто так сравнить", — заявил Аугулис.

Эксперты не согласны

С Аугулисом не согласен специалист в области транспорта Талис Линкайтс. Он считает, что Литва с четким видением и долгосрочной государственной политикой обогнала Латвию как минимум на 5-7 лет.

Зилупский железнодорожный пограничный пункт. Транзит грузов из России в Латвию - Sputnik Латвия
Стивидор: замещение российского транзита контейнерами из Китая - бред

Уже в 2009 году литовцы в Вильнюсе организовали первую встречу министров транспорта из стран Восточной Европы и Азии. Литва активизировала сотрудничество с Белоруссией, в результате которого был разработан и включен в планы китайских компаний железнодорожный маршрут в Клайпеду, который также будет напрямую соединен с индустриальным парком "Великий камень" под Минском. Его инвесторами являются китайские компании. Из них 20% принадлежит государственному портовому оператору China Merchants Group, который уже подписал соответствующее письмо о намерениях с правительством Литвы и компаниями еще в 2015 году, заявил Линкайтс.

Линкайтс отмечает, что Китай интенсивно тестирует различные маршруты грузовых перевозок в европейские страны и, хотя у Латвии не самое выгодное географическое положение, она должна приложить усилия, чтобы часть грузов пересекала Латвию. Однако усилия Литвы, которые во многом обусловлены своевременно проделанной работой, скорее всего, будут успешнее, заключил эксперт.

Ожидания, связанные с приходом в Латвию тысяч поездов из Китая, не разделяют и другие эксперты. В частности, президент Балтийской ассоциации "Транспорт и логистика" Инга Антане неоднократно критиковала Латвийскую железную дорогу за повышение тарифов на услуги по перевозке и планы по дорогостоящей электрификации. По ее словам, это делает LDz неконкурентоспособной по сравнению, например, с Литовскими железными дорогами. И без изменения стратегии LDz в этой области грузы из Китая и других стран Азии в Латвию не пойдут.

Скептически относится к разговорам о замене российских грузов китайскими и председатель совета стивидорной компании KS Terminal Айгарс Кименис. По его мнению, "это бред". "Если разговор идет об одном контейнерном поезде в месяц, где 52—58 вагонов, то это примерно 3000—3500 тонн, в сравнении с углем — в день приходит десять таких поездов", — считает Кименис, подчеркивая, что это в десять раз больше в день, а не в месяц. По его мнению, разговоры о привлечении северно-южного транзитного коридора тоже неконструктивные, поскольку это было бы плюсом только для самой LDz, но не для остальных участников транзитной цепи — портов, стивидоров и других.

Транзитная отрасль стран Балтии лишилась значительного объема грузов из-за намерения России развивать собственную инфраструктуру на Балтике, а также увеличивать провозную способность железной дороги Ленинградской области. Страны Балтии ищут другие грузы, которые могли бы заместить российские и компенсировать значительный спад прибыли. Один из перспективных вариантов — транзит грузов из стран Азии, в особенности из Китая в рамках проекта "Новый шелковый путь".

Лента новостей
0