РИГА, 23 ноя — Sputnik, Владимир Дорофеев. Воспитанник рижского детского дома "Зиемели" Эдгарс Гропе с успехом прошел первый отборочный этап международного конкурса "Ты супер! Танцы", но срезался на втором.
Шоу "Ты супер! Танцы" — совместный проект телекомпании НТВ и международного информационного агентства Sputnik, объединивший таланты из разных уголков России, стран СНГ и Балтии.
Благодаря проекту, Гропе довелось выступить на сцене вместе с группой "Дискотека Авария" и пройти несколько дорогостоящих мастер-классов от лучших российских хореографов. Три месяца он, как и другие воспитанники детдомов всего постсоветского пространства, каждый день занимался танцами с хореографами российского телевидения, оттачивая свое мастерство в ожидании второго этапа.
"То, что Эдгарс попал на передачу, — это уже большой успех для него", — поделилась соображениями социальный педагог Эдгарса Марите Шире.
"Он и Ригу толком не знал, не успел познакомиться за 10 лет своей жизни, а тут за границу выехал и увидел большой мир. Конечно, это ему очень полезно, в том числе и в коммуникативном плане. То есть в общении с людьми, в плане знакомств с другими ребятами у мальчика пошел сильный прорыв. Кроме того, познакомившись с выпускниками других детских домов, он смог по-новому взглянуть на свой нынешний дом, и уже там, на чужбине, понял, что может гордиться своей страной", — пояснила Шире.
"Строгий отец" Марите
Марите Эдгарсу как строгий отец, да-да, вы не ослышались. Мамину роль в семье Эдгарса выполняют 4 воспитательницы и нянечка, а роль строгого папы, держащего всех в узде и не дающего хулиганить, — социальный педагог.
Детский дом "Зиемели" уникален даже для Риги, не говоря уже о всей Латвии. Sputnik описывал быт этого детского дома, когда писал про Эдгарса, который еще только собирался покорять российскую столицу.
Успех Эдгарса, а именно так воспринимают его поездку братья и сестры, вызвал в детдоме большой энтузиазм. В прошлый раз все дети дичились. Одна девочка, готовая отправиться на международный конкурс, в последний момент застеснялась, отказалась показывать свой номер журналисту и никуда не поехала.
В этот раз дети не давали покоя фотографу: "Сними, как я умею делать мостик! Смотри, как я хожу на руках! Посмотри, как мы с малышом крутим фигуры брейка!"
"Ты только напиши, что я теперь поеду в Москву на телевидение", — настойчиво просит меня Дениска — младший брат Эдгарса. В прошлый раз я подарил ему спиннер сына, случайно оказавшийся в кармане, и теперь я для Дениски свой парень.
"Ты не думай, что я ничего не могу! Я учусь танцевать! Хочешь покажу, что я уже умею?" — заявил мальчишка.
Сколько стоит внимание к ребенку
Детям трудно оценить значимость дорогостоящих мастер-классов и ежедневных репетиций с лучшими хореографами, которые московское телевидение оплачивает попавшим на конкурс детдомовцам со всего мира. Это для взрослых ясно, что ни сам по себе Эдгарс, ни его родители не осилили бы такую сумму на таких учителей. Для детей это как-то неважно.
Во время интервью Эдгарс просит включить видео, на котором ему дарят вертолет, и, полностью отключаясь от этого мира, надолго замирает у экрана. По детскому лицу пробегают эмоции — радость, сожаление, грусть, удовлетворение, ведь здесь, на экране, он нужен, счастлив и любим, и сам готов любить весь мир. Так ли много надо человеку, особенно маленькому?
— Тебе удалось завести новых друзей?— спрашиваю, уверенный в положительном ответе.
Это его отличительная особенность, он на все отвечает коротко и резко "Да! Нет! Все! Я устал!", получить от него развернутый ответ — целое искусство. А без этого совершенно непонятно, говорит ли ребенок искренне?
— Почему нет?— удивляюсь я.
— Они дураки! — рубит Эдгарс. — Я хотел со старшими ребятами в футбол играть, но они меня не взяли, а я умею! Вообще там было скучно!
Как рассказала позже Шире, новых друзей Эдгарс заводил слету, но вот удержать не мог. Он возился с малышами, для которых был авторитетом, а со сверстниками дружить не получалось. Не так много умея, он хотел быть главным, и новые друзья от него тихо отходили.
Когда такое случается с домашним мальчиком, он всегда может прийти к маме, которая будет его любить любым и которой так легко довериться. У детдомовца — только воспитатель или социальный работник. И, несмотря на то, что и у того и у другого есть педагогическое образование, маму они не заменят, хотя иногда такое и случается, но чаще — нет. И маленький человечек остается один на один со своими бедами и непониманием их причин.
Одиночество среди людей
— Что ты видел в Москве?
— Ничего! В лесу сидели! (Участники проекта были размещены в загородном пансионате, где их ничто не отвлекало от подготовки к проекту).
— В центр Москвы не выезжал?
— На Красной площади был!
— И как, понравилось?
— Нет! Скучно!
— А какая площадь тебе больше нравится, Домская или Красная?
— Никакая! Все скучно!
До того, как попасть в детдом, Эдгарс не выезжал даже в центр родного города, и латвийские достопримечательности ему стали чуть-чуть знакомы только после того, как он попал в муниципальное учреждение.
Это не детдом его покалечил, а родная семья. Вся его резкость, нервозность, педагогическая запущенность, отсутствие элементарных знаний о своем городе и стране — в этом не чужие тетки виноваты, а родная мама. Хотя, конечно, маме, которая поцелует и обнимет, можно простить и не такое. Вот только каждый ребенок — это будущий взрослый, и все то, что ему недодали, больно бьет по его психике.
"Зиемели" детдом особенный даже для Латвии, денег здесь на воспитанников не жалеют и пытаются создать им семейную атмосферу. Как и многим детдомовцам, им тоже достается обилие подарков на Новый год и другие праздники, но вот выйти из дома в зоопарк, в кино или тем более в музей или театр — им удается редко.
Мы – супер!
Для меня, как для латвийского гражданина, было очень важно, как будет выглядеть наша страна, представляемая Эдгарсом, в глазах других детдомовцев с других точек карты мира. С гордостью за Латвию и за детский дом "Зиемели" отмечу, что все прошло так, как я и предполагал.
У ребят, встретившихся Эдгарсу и Марите во время подготовки к конкурсу, детские дома поскромнее и финансирование поменьше, кроме того, принципы работы с детьми во многих странах бывшего СССР еще советского типа. Дети приехали из больших интернатов на 300-500 человек, где одновременно и школа, и общежитие. У некоторых из них в одной комнате живет по 30 человек.
Тем не менее, Шире рассказала, что очень много конкурсантов из России были из приемных семей.
"В России очень сильно развита традиция брать детей из детдомов. И дети, оказавшись в приемных семьях, раскрывают свои таланты, хотя в интернатах проще обеспечить занятия талантливым детям и можно даже обязать их посещать эти занятия. Было забавно говорить с представителями интернатов. Они с недоверием и непониманием слушали про наш детдом семейного типа. "Какой это ужас! Там же наверняка на кухне нарушаются правила санитарной гигиены, а обеспечить дисциплину куда сложнее", — говорили они. Я же, после этих споров, каждый раз испытывала гордость за нас. Эдгарс тоже, послушав как живут другие конкурсанты, стал патриотом Латвии", — рассказала Шире.
Хочу заметить, что "Зиемели" — относительно новый проект, уникальный для Латвии. Любой ребенок из детского дома такого типа — это своего рода реклама страны. Но самое главное, конечно, не реклама, а дети. В этом детдоме они счастливее и свободнее, нежели в интернатах. И очень важно, чтоб таких проектов в Латвии становилось больше.
Что дальше?
"Честно говоря, то, что Эдгарс вообще попал на сцену такого конкурса, это уже большая победа", – считает Марите Шире.
По словам Шире, хореографическая подготовка у парня была куда слабее, чем у большинства участников, и то, что он прошел первый отборочный тур, — чудо его харизмы и огромная заслуга телевизионной команды, подготовившей ему костюм, подобравшей песню, хорошо сочетающуюся с его характером, и создавшей вместе с ним танец.
Социальный педагог также рассказала, что руководство "Зиемели" даже одобрило оплату кружков танца и пения для тех, кто заинтересован в развитии своих талантов.
"Наши воспитанники смогут выбрать студию танца или педагога по вокалу, а самоуправление оплатит эти уроки. Очень хорошо, что у наших ребят появилась идея, которая поможет им выйти в большой мир — это важно для каждого ребенка. Особенно для тех детей, чьи родители не справились со своими обязанностями и оставили малышей без помощи и поддержки", — подчеркнула она.
"Искра таланта есть в каждом, надо только помочь ей развиться. Результаты тогда поразят всех, а мир сможет честно сказать нашим "гадким утятам" – ТЫ СУПЕР!" — заявила Шире.