РИГА, 23 ноя — Sputnik. Электрификация железной дороги является ключевым проектом, который определит — быть или не быть транзитной отрасли Латвии в ближайшие десятилетия, потому нет никаких сомнений в том, что VAS Latvijas dzelzceļš (LDz) осуществит этот проект, заявил вице-президент LDz Айварс Стракшас в интервью Dienas Bizness.
По словам Стракшаса, найденные предприятием инновационные технологические решения позволят добиться сокращения затрат на проект на 15%. С учетом того, что софинансирование электрификации из европейских фондов составит 347 миллионов евро, недостающие 95 миллионов могут быть привлечены в международных кредитных организациях. По словам Стракшаса, это не такая уж большая сумма, если учесть, что запланированная LDz инвестиционная программа на этот период составляет 25 миллионов евро в год, хотя при этом неизбежно придется отказаться от каких-либо других инвестиций.
Для LDz этот проект будет однозначным приоритетом – от него зависит, быть или не быть транзитной отрасли Латвии в ближайшие десятилетия, потому что она обеспечит конкурентоспособность латвийского транспортного коридора, подчеркнул вице-президент LDz. Кроме того, проект электрификации включен в Национальный план развития и другие плановые документы, добавил Стракшас.
"LDz с самого начала проекта искала технические решения, как обеспечить максимально эффективную и безопасную работу сети электрифицированных железных дорог. Главной проблемой была так называемая несимметричная нагрузка на сеть, которая для других стран ЕС неактуальна, потому что там лучше развиты высоковольтные сети", — рассказал руководитель отдела электроснабжения дирекции технического управления LDz Олег Андреевский.
По его словам, в поисках оптимального решения было проведено несколько исследований, и в результате был найден новый, но уже апробированный в других странах метод — использование инверторов модульного типа. Они дают несколько положительных эффектов — решают не только проблему несимметричности, но и позволяют оптимизировать затраты и сократить эксплуатационные расходы.
Ранее планы по электрификации железной дороги в Латвии неоднократно критиковала президент "Балтийской ассоциации — транспорт и логистика" Инга Антане. По ее словам, денег, выделенных Евросоюзом, не хватит, а дополнительное финансирование еще нужно найти. Кроме того, вложения в модернизацию могут заставить LDz все больше поднимать тарифы за пользование инфраструктурой, что может сделать использование латвийского транзитного коридора невыгодным.
Инга Антане отмечала, что плата за использование инфраструктуры Латвийской железной дороги с 2018 года и так станет самой высокой в Евросоюзе. При этом в соседней Литве тариф почти вдвое ниже, что позволило Клайпедскому порту увести из Латвии часть белорусских грузов.