РИГА, 15 ноя — Sputnik. Россия не может сравниться с НАТО по количеству или качеству своих вооруженных сил, но Москва знает, что делать для победы над альянсом, пишет эксперт по международным отношениям Майкл Хикари Сесайр в статье для National Interest. Полный перевод статьи приводит портал ИноСМИ.
Поставить Россию на место
По словам эксперта, тенденция к симметричному реагированию на действия Москвы помогает объяснить, почему США и Европа в своей политике так часто оказываются по крайней мере на один шаг позади России. Логические преимущества стратегической симметрии очевидны: при ней возникший инцидент или проблема решаются напрямую; между действием и реакцией проводятся четкие связи; проблема разделяется по категориям; и, как правило, последствия можно предсказать, что важно с точки зрения управления рисками.
Но, с другой стороны, такая пропорциональность делает любой западный ответ слишком предсказуемым, а значит, ожидаемым и легко оспариваемым. К тому времени, когда западные правительства определят, обсудят и сформулируют ответ на действия России, та успеет перейти к другому театру военных действий или другой сфере.
Асимметричная стратегия могла бы позволить Западу отвечать с позиций относительной силы, тем самым лишив противника ощущения непрерывного успеха. Возможно, если НАТО поставит Россию на место и склонит к переменам, это восстановит чувство равновесия и даже проложит путь к более конструктивным и прочным отношениям, добавляет аналитик.
Обреченные на провал
По мнению автора, у России нет необходимости наращивать численность вооруженных сил, если альянс можно разобщить, если его члены не хотят действовать и если можно заставить США и Европу совершить ряд стратегических ошибок. Аналитик приводит российские военные операции в Грузии, на Украине и в Сирии как пример событий, когда решительность и преимущество первого хода помогли Москве на свое усмотрение перестроить стратегическую картину, не обращая внимания на противодействие Запада.
Сейчас характер проблемы изменился, пишет автор.
Стратегия тщательного укрепления стран Балтии, скорее всего, обречена на провал, поскольку даже идеальная оборона, вероятнее всего, вызовет ответные меры России где-нибудь в другом месте.
Аналитик считает, что вместо этого западные государства могли бы противопоставить российским "провокациям" хорошо продуманные контрмеры, тем самым вырвав инициативу из рук Кремля и спутав ему все карты.
Кому сигнализирует Москва
Прошедшие в сентябре совместные российско-белорусские учения "Запад-2017" вновь сделали актуальной дискуссию о том, как членам НАТО следует отвечать на подобные "провокации", утверждает Сесайр. Масштабы и сложность учений не ускользнули от западных аналитиков и военного руководства, не на шутку встревоженных тем, что "Запад" может стать очередным предвестником российской интервенции, ведь именно так, по словам аналитика, начинались войны в Грузии в 2008 году и на Украине в 2014-м.
Несмотря на привычный информационный туман, основной сигнал Москвы ясен, пишет автор. Россия вернула себе военную мощь, и попытки Запада ее сдерживать или оказывать противодействие окажутся бесплодными — даже учитывая то, что силы НАТО принимали участие в собственных учениях в нейтральной Швеции, а в Прибалтике разместились четыре "подстраховочных" батальона НАТО.
Призывы к размещению бронетанковых войск у российских границ понятны, рассуждает автор, но такой шаг может только повысить риск конфликта, к тому же под уничтожающий российский огонь в первые часы войны попадет большее число союзных войск. Хотя установка на полное игнорирование российского бряцания оружием едва ли осуществима, аргументы традиционного сдерживания в Восточной Европе (какими бы важными они ни были) по существу подчиняют любой ответ Запада обстоятельствам и территориям, которые выбирает сама Россия, заключает эксперт.