РИГА, 8 ноя — Sputnik. По мере приближения сроков начала реализации проекта строительства панбалтийской железнодорожной магистрали европейской колеи ширится и противодействие Rail Baltica, пишет газета "Сегодня".
Противодействие, конечно, наблюдается не со стороны властей — сопротивляется население.
Латвия
В Латвии борьбу ведет общество под названием "Латвийская земля, природа, народ" (Latvijas zeme, daba, tauta). Организация зарегистрирована в Сейском крае, по которому тоже должна пройти железнодорожная трасса. Общество подало иск в суд с требованием изменить маршрут трассы через Салацгривский край и Скултскую волость Лимбажского края.
Изначально предприятие RB Latvija согласовало с самоуправлением Салацгривского края проект маршрута Rail Baltica C5, который проходит преимущественно по лесам. Однако затем жителей поставили перед фактом, что трасса пройдет по маршруту B2–2 — рядом с морем, прямо вдоль шоссе Виа Балтика, A1 (E67), с восточной его стороны. Данный маршрут пролегает через множество крестьянских хозяйств, разрезая их на части. Жилые дома фермеров пострадать не должны, но они потеряют немалую часть своих земель, пишет газета.
Чиновники утверждают, что трасса C5 проходит по защищаемым Европой природным территориям Natura 2000, поэтому и был выбран вариант трассы по маршруту B2–2, который фактически разрезает край пополам.
Суд первой инстанции иск общества "Латвийская земля, природа, народ" не удовлетворил, и организация намерена оспорить решение в суде второй инстанции.
Кроме того, общество консультирует людей, по чьим землям должны пройти рельсы, с тем чтобы они получили достойную компенсацию. Точных сумм пока никто не называл, но те, кто уже получил извещение от властей, говорят, что компенсация, которую предлагают жителям Скулте и Салацгривы, не соответствует рыночной цене земли.
Литва и Эстония
К усилиям латвийских активистов подключились и литовские. Литовские фермеры рассказывают, что они уже получили уведомления о начале геодезических работ. При этом с людьми никто не общается и не ставит их в известность о том, что их ждет. Такое отношение и отсутствие информации не могут не беспокоить.
В Эстонии же действует организация под названием "Откровенно о Rail Baltic" (Avalikult Rail Balticust). Ее представители указывают, что документы, касающиеся анализа влияния на среду и людей новой железной дороги, не опубликованы, что порождает слухи и пугает население.
Тридцать первого октября у здания парламента в Таллине прошел митинг, в ходе которого протестующие потребовали открытого и честного процесса подготовки к строительству Rail Baltic, а также опубликования всех связанных с ней документов.
Железная дорога Rail Baltica длиной 730 километров должна связать государства Западной Европы со странами Балтии через Варшаву, Вильнюс, Каунас, Ригу, Таллин и далее, с помощью парома — с Финляндией.
Протяженность трассы в Эстонии приблизительно 300 километров, в Литве — 360 километров, в Латвии — немногим более 300 километров. Окончание строительства магистрали ожидается не ранее 2022 года.
Соглашение о строительстве Rail Baltica было подписано 31 января в Таллине на встрече премьер-министров стран Балтии. Соглашение содержит обязанности государств, необходимые для строительства железнодорожного сообщения с Центральной Европой.
Согласно экономическому анализу, представленному 24 апреля в рамках проходящего в Риге форума Rail Baltica Global Forum 2017, общая сумма, необходимая для реализации проекта, составляет 5,8 миллиарда евро. Размер обещанного Брюсселем финансирования в период с 2014 по 2020 год составляет 1,2 миллиарда евро.
До настоящего времени три страны Балтии и совместное предприятие RB Rail AS получили две специальные дотации на первый период строительства Rail Baltica — 633 миллиона евро. Летом этого года проекту было выделено 110 миллионов евро вместо запрошенных балтийскими странами 313,3 миллиона.