РИГА, 3 ноя — Sputnik, Людмила Прибыльская. Множатся случаи лишения родительских прав семей латвийских эмигрантов, на которые консульские службы страны и даже послы реагируют холодно. Первого ноября в Рижском замке под патронажем первой леди государства Иветы Вейоне обсудили сиротство. Прозвучали благие пожелания и шокирующие признания. Дадут ли они начало реальным изменениям в политике государства относительно детей? И если в вопросе сиротства власть признает приоритет прав ребенка на заботу, любовь, сохранение традиций, не придется ли то же самое сделать в отношении национальных меньшинств?
На конференции "Нужды ребенка – идеалы и реальность внесемейного воспитания" министр благосостояния Янис Рейрс объявил, что подал в Сейм поправки к закону, запрещающие иностранцам адопцию латвийских детей, однако ничего не сказал о том, как помочь латвийским усыновителям в этом деле.
Директор Латвийской ассоциации детских поселков SOS Илзе Палея возмущена, что законодательство в отношении детей из неблагополучных семей вообще принимается бездумно. Например, в приемных или воспитывающих семьях такие дети получают финансирование только до 18 лет, тогда как даже обучение в средней школе длится до 19.
"Только благодаря помощи самоуправлений можно продлить это время хотя бы до возраста, когда молодой человек станет самостоятельным, — свидетельствует Палея. — Да, родители-воспитатели в таких семьях получают зарплату и социальные гарантии, однако их отношения с воспитанниками выходят за рамки "трудового договора". И то, что выросшие дети потом приезжают к родителям-воспитателям праздновать Рождество уже со своими семьями, подтверждает верность модели семейной опеки".
Директор ассоциации уверена, что какими бы ни были биологические родители ребенка, он не должен терять с ними и с другими родственниками хотя бы ментальную связь: "У ребенка должна быть история: откуда он пришел, кто его родители, что произошло. Ребенку нужны заботливые и доверительные отношения со взрослыми, на которых всегда и во всем можно положиться".
Эту же идею защищает и директор центра приемных семей и обучения Op Kleine Schaal (Голландия) Роб ван Паже, приверженец модели использования ресурсов родителей для информирования, развития и образования детей (PRIDE, Parent Resources for Information, Development, and Education). Он практиковал ее в Голландии 15 лет, а год назад она была закреплена законодательно.
"В первую очередь дети из неблагополучных семей должны получать помощь широкого семейного и дружеского круга, в который входят не только родители, — уверен эксперт. — И эти люди должны получать квалифицированную помощь не меньше, чем приемные семьи и профессиональные воспитатели, учителя, нянечки. Семья — лучший источник решений, она лучше знает себя, решает проблемы лучше, чем соцработник или сиротский суд. Защищая интересы ребенка, нужно идти от нужд и возможностей конкретного человека и конкретной семьи, спрашивать прежде всего их и всеми силами поддерживать связь ребенка с его родными".
В кулуарах Ван Паже рассказал, как модель PRIDE работает в эмигрантской среде: в Голландии социальные службы имеют координаторов в эмигрантских общинах, которые при отсутствии у проблемной семьи прямых родственников могут привлечь помощь соплеменников.
В ответ на активные протесты этого народа по приобщению его детей к "западной цивилизации" власти законодательно закрепили традиционную племенную систему воспитания, и это помогло восстановить мир в стране. Роб ван Паже считает это единственно верным решением любой волнующей проблемы.
"Навязываемые сверху модели порождают протесты и наносят ущерб обществу, — подтверждает эксперт. — Любые изменения в социальной жизни и воспитании должны начинаться с изучения нужд "клиентов" — детей, родителей, общины. Широкий социальный круг семьи — лучший источник идей, он лучше знает себя, решает проблемы лучше, чем соцработник или сиротский суд".
"Прискорбно, что до сих пор власть рассматривает нацменьшинства как объект неких действий, подопытных кроликов. Цель интеграции, по-моему, — увидеть в каждом человеке потенциал и возможность проявить себя, развить способности, увидеть свое будущее в родной стране. Латвия слишком мала, чтобы продолжать раздирать ее на национальные группы, сталкивать лбами людей. Диалог зависит не от знания государственного языка, а от возможности привлечь людей более активно участвовать в общественной жизни, влиять на принятие решений. С этой точки зрения нужно оценивать все инициативы власти".