Что общего между детдомом и русской школой

© Sputnik / Людмила ПрибыльскаяДепутат Сейма Елена Лазарева и супруга президента Латвии Ивета Вейоне: мамы, которых волнуют и чужие дети
Депутат Сейма Елена Лазарева и супруга президента Латвии Ивета Вейоне: мамы, которых волнуют и чужие дети - Sputnik Латвия
Подписаться на
Yandex newsTelegram
Латвийская ассоциация детских поселков SOS ратует за любовь к детям, оставшимся без попечения родителей, в то время как карательная по сути система детдомов в стране дополняется ювенальной юстицией, когда первым решением проблемных семей является изъятие из них детей

РИГА, 3 ноя — Sputnik, Людмила Прибыльская. Множатся случаи лишения родительских прав семей латвийских эмигрантов, на которые консульские службы страны и даже послы реагируют холодно. Первого ноября в Рижском замке под патронажем первой леди государства Иветы Вейоне обсудили сиротство. Прозвучали благие пожелания и шокирующие признания. Дадут ли они начало реальным изменениям в политике государства относительно детей? И если в вопросе сиротства власть признает приоритет прав ребенка на заботу, любовь, сохранение традиций, не придется ли то же самое сделать в отношении национальных меньшинств?

На конференции "Нужды ребенка – идеалы и реальность внесемейного воспитания" министр благосостояния Янис Рейрс объявил, что подал в Сейм поправки к закону, запрещающие иностранцам адопцию латвийских детей, однако ничего не сказал о том, как помочь латвийским усыновителям в этом деле.

© Sputnik / Людмила ПрибыльскаяМинистр благосостояния Янис Рейрс с выпускницей детдома Кариной Петерсоне
Министр благосостояния Янис Рейрс с выпускницей детдома Кариной Петерсоне - Sputnik Латвия
Министр благосостояния Янис Рейрс с выпускницей детдома Кариной Петерсоне

Директор Латвийской ассоциации детских поселков SOS Илзе Палея возмущена, что законодательство в отношении детей из неблагополучных семей вообще принимается бездумно. Например, в приемных или воспитывающих семьях такие дети получают финансирование только до 18 лет, тогда как даже обучение в средней школе длится до 19.

"Только благодаря помощи самоуправлений можно продлить это время хотя бы до возраста, когда молодой человек станет самостоятельным, — свидетельствует Палея. — Да, родители-воспитатели в таких семьях получают зарплату и социальные гарантии, однако их отношения с воспитанниками выходят за рамки "трудового договора". И то, что выросшие дети потом приезжают к родителям-воспитателям праздновать Рождество уже со своими семьями, подтверждает верность модели семейной опеки".

Директор ассоциации уверена, что какими бы ни были биологические родители ребенка, он не должен терять с ними и с другими родственниками хотя бы ментальную связь: "У ребенка должна быть история: откуда он пришел, кто его родители, что произошло. Ребенку нужны заботливые и доверительные отношения со взрослыми, на которых всегда и во всем можно положиться".

Эту же идею защищает и директор центра приемных семей и обучения Op Kleine Schaal (Голландия) Роб ван Паже, приверженец модели использования ресурсов родителей для информирования, развития и образования детей (PRIDE, Parent Resources for Information, Development, and Education). Он практиковал ее в Голландии 15 лет, а год назад она была закреплена законодательно.

© Sputnik / Людмила ПрибыльскаяДиректор центра приемных семей и обучения Op Kleine Schaal (Голландия) Роб ван Паже
Директор центра приемных семей и обучения Op Kleine Schaal (Голландия) Роб ван Паже  - Sputnik Латвия
Директор центра приемных семей и обучения Op Kleine Schaal (Голландия) Роб ван Паже

"В первую очередь дети из неблагополучных семей должны получать помощь широкого семейного и дружеского круга, в который входят не только родители, — уверен эксперт. — И эти люди должны получать квалифицированную помощь не меньше, чем приемные семьи и профессиональные воспитатели, учителя, нянечки. Семья — лучший источник решений, она лучше знает себя, решает проблемы лучше, чем соцработник или сиротский суд. Защищая интересы ребенка, нужно идти от нужд и возможностей конкретного человека и конкретной семьи, спрашивать прежде всего их и всеми силами поддерживать связь ребенка с его родными".

В кулуарах Ван Паже рассказал, как модель PRIDE работает в эмигрантской среде: в Голландии социальные службы имеют координаторов в эмигрантских общинах, которые при отсутствии у проблемной семьи прямых родственников могут привлечь помощь соплеменников.

Воспитанник детского дома смотрит в окно - Sputnik Латвия
Минблаг ставит задачу ликвидировать детские дома
Ведь сама концепция PRIDE зародилась в Новой Зеландии, где власти взяли на вооружение традиции коренных жителей, маори, где семья носит общинный характер: несколько взрослых воспитывают всех детей, функции матери и отца не слишком различаются, как и приемы воспитания мальчиков и девочек.

В ответ на активные протесты этого народа по приобщению его детей к "западной цивилизации" власти законодательно закрепили традиционную племенную систему воспитания, и это помогло восстановить мир в стране. Роб ван Паже считает это единственно верным решением любой волнующей проблемы.

"Навязываемые сверху модели порождают протесты и наносят ущерб обществу, — подтверждает эксперт. — Любые изменения в социальной жизни и воспитании должны начинаться с изучения нужд "клиентов" — детей, родителей, общины. Широкий социальный круг семьи — лучший источник идей, он лучше знает себя, решает проблемы лучше, чем соцработник или сиротский суд".

Взрослый с ребенком на закате - Sputnik Латвия
Омбудсмен и сиротские суды поспорили о приемных детях
Депутат Сейма, член консультативного совета по национальным меньшинствам при министерстве культуры и многодетная мать Елена Лазарева считает, что такой подход к воспитанию применим не только в работе с сиротами и неблагополучными семьями, но и в планировании социальных и образовательных реформ в целом — например, в отношении к школам национальных меньшинств и поддержке интеграции.

"Прискорбно, что до сих пор власть рассматривает нацменьшинства как объект неких действий, подопытных кроликов. Цель интеграции, по-моему, — увидеть в каждом человеке потенциал и возможность проявить себя, развить способности, увидеть свое будущее в родной стране. Латвия слишком мала, чтобы продолжать раздирать ее на национальные группы, сталкивать лбами людей. Диалог зависит не от знания государственного языка, а от возможности привлечь людей более активно участвовать в общественной жизни, влиять на принятие решений. С этой точки зрения нужно оценивать все инициативы власти".

Лента новостей
0