РИГА, 18 окт — Sputnik. Президенты Польши, Чехии, Венгрии и Словакии в ходе двухдневной встречи в венгерском городе Шекшард в очередной раз подняли тему двойных стандартов в продовольственной политике ЕС. Главы государств Вышеградской четверки призвали ЕС покончить с продажей продуктов "двойного качества", сообщает РИА Новости Украина.
Комментируя ситуацию, президент Словакии Андрей Киска назвал ситуацию "дискриминацией, недопустимой в современной Европе".
В свою очередь, президент Польши Анджей Дуда отметил: "Есть либо продукт, либо подделка. Если это продукт, то он должен иметь определенное качество, одинаковое для всех. Мы не согласны с тем, чтобы нашим гражданам, нашим потребителям и нам, потому что мы также являемся потребителями, продавали подделку".
Страны Вышеградской четверки последовательно добиваются от Евросоюза запрета на продажи продуктов под одним и тем же брендом, но с различным составом в разных странах.
В результате проведенных проверок специалисты пришли к выводу, что вредных и искусственных пищевых добавок в продуктах из Западной Европы гораздо меньше, чем в продуктах из Восточной Европы. Кроме того, немецкие и австрийские продукты стоили дешевле, чем, к примеру, чешские или венгерские.
Страны Балтии также подключились к изучению этой проблемы. В частности, в Латвии специалисты Продовольственно-ветеринарной службы намерены отобрать 20 продуктов, на которые больше всего жаловались потребители, и сравнить их состав с аналогичными образцами из немецких магазинов.
В Сейме Литвы была учреждена временная комиссия по расследованию дела о качестве продуктов в ЕС. Её председателем назначена член Союза крестьян и зелёных Литвы (СКЗЛ) Гуода Бурокене. Комиссия должна представить результаты своей работы до 10 марта 2018 года.
Потребительский саммит
Тринадцатого октября в Братиславе по инициативе Словакии, Чехии, Польши и Венгрии состоялся Потребительский саммит ЕС, на котором рассматривался вопрос о разном качестве одних и тех же товаров, продаваемых в восточных и западных странах ЕС. В заседании приняли участие премьеры стран Вышеградской четверки, ряд членов Еврокомиссии, руководители потребительских союзов, а также некоторых торговых и производственных компаний.
На саммите еврокомиссар по вопросам юстиции, прав потребителей и гендерного равенства Вера Юрова представила подробный план действий по искоренению практики выпуска и продажи товаров двойного качества, который должен положительно отразиться на качестве продуктов в ближайшие два года.
"Мы начали интенсивный диалог с представителями производства и торговли, а также призываем самих потребителей, чтобы они активнее участвовали в процессе необходимых перемен на рынке", — подчеркнула Юрова.
При этом, по мнению Юровой, нет необходимости для внесения больших корректив в законодательство ЕС для усиления контроля за качеством товаров, это позволяют сделать и ныне существующие правила.
"Законы ЕС предусматривают наказания за недобросовестные методы деятельности, но, возможно, они не всегда в должной мере осуществляются на практике. Вот на этом мы должны сделать теперь акцент в своей работе", — сказала Юрова.
Однако она поддержала предложение главы Минсельхоза Словакии Габриэлы Матечной о создании единой в рамках ЕС методики тестирования продовольственных и промышленных товаров.
Искоренение практики продажи продуктов двойного качества поддержал и еврокомиссар по здравоохранению и продовольственной безопасности Витянис Андрюкайтис.
"Не должно быть граждан "второй категории". Я хотел бы заверить общественность, что пока не происходит нарушений правил безопасности продовольственных продуктов. Но не должно быть и обмана потребителей. Я полностью поддерживаю предложения по совершенствованию ситуации на рынке ЕС, высказанные участниками сегодняшней дискуссии", — сказал Андрюкайтис.
Ранее Еврокомиссия отказывалась предпринимать какие-либо действия в связи с претензиями по продуктам "двойного качества". В начале этого года представители ЕК пояснили, что закон не запрещает предприятиям адаптировать свою продукцию под различные рынки, если при этом не нарушаются правила ЕС, а потребители не вводятся в заблуждение по поводу состава продукта.