Первыми тревогу забили власти Словакии, Венгрии, Чехии, Польши и Болгарии. Они провели сравнительную экспертизу целой линейки продуктов, после чего обвинили Брюссель в "пищевом апартеиде", отмечает Андрей Веселов на сайте РИА Новости.
"По некоторым продуктам мы стали самым настоящим мусорным ведром Европы", — заявил в сердцах министр сельского хозяйства Чехии Мариан Юречка.
Мяса недокладывают
Инспекторы Государственной службы ветеринарного и пищевого контроля Словакии проверили порядка двадцати различных видов товаров в сетевых магазинах в Братиславе и некоторых австрийских городах. И в Австрии и в Словакии это были одни и те же европейские марки: различные колбасные изделия, сыры, молочная продукция, шоколад, хлеб и напитки. Половина из тестируемой продукции имела отличия от западноевропейской, которые, по словам инспекторов, "существенно сказывались на качестве". Например, продукты содержали меньше мяса и больше жира, больше искусственных добавок, искусственных подсластителей и красителей, даже сами порции весили меньше.
"Я пришел в смятение, когда читал этот доклад. Думаю, что это самый крупный скандал последнего времени", — заявил глава администрации премьера Венгрии Виктора Орбана Янош Лазар.
Произвели свою проверку также болгары. Как минимум семь из трех десятков продуктов, продаваемых в Болгарии, отличались от таких же, но купленных в западноевропейских магазинах. Так, шоколадный десерт содержал меньше молока и какао, а в прохладительных напитках были обнаружены вредные искусственные подсластители. Немецкий и австрийский эквиваленты напитка имели в составе только натуральный сахар. Парадоксально, но при этом многие товары стоили гораздо больше, чем на западе ЕС. Например, детское пюре было дороже в два раза.
Второй сорт для Востока
В ответ на претензии чешского правительства компании заявили, что только "удовлетворяют местные вкусы", когда "используют различные рецепты". "Я не думаю, что у чехов и австрийцев такие разные вкусы. Мы входили в Австро-Венгерскую империю, и если вы посмотрите на наше меню, то поймете, что вкусы у нас одинаковые", — заявил министр сельского хозяйства Чехии Мариан Юречка.
Гораздо более откровенны сами ретейлеры.
"Продукты первого сорта поставляем в Великобританию, второго — в Восточную Европу", — пояснил Мэтт Симистер, директор по снабжению сети супермаркетов Tesco, в ходе заседания комитета по торговле палаты общин Великобритании.
При этом второй сорт агрессивно рекламируют.
"У товаров худшего качества — лучшая реклама, и поэтому люди не смотрят, что где-то чего-то на несколько процентов меньше. Получается, что худшая продукция приносит больше денег. Потому прошло немало времени, прежде чем люди вообще поняли, что они покупают. Это только сейчас произошло", — рассказал экс-премьер Словакии Ян Чарногурский.
В самих странах Восточной Европы Юнкеру не верят: по нынешним правилам ЕС, компании-производители продуктов имеют законное право менять состав продукции в зависимости от места продажи. По мнению политолога Яна Микласа, "в сложившейся ситуации виноваты и сами страны Вышеградской четверки, поскольку они в течение многих лет со смирением относились к сложившейся ситуации и не пытались как-то ей воспротивиться, что в более широком контексте только подтверждает "колониальный" статус новых стран — членов ЕС".