В этой истории прекрасно абсолютно все. Как говорится, все такое вкусное, что даже не знаешь, за что схватиться. Я постараюсь описать свои мысли максимально структурированно, но честное слово – не обещаю.
Пожалуй, даже самого виновника торжества – обезьянку Сэма, который был отправлен в космос американцами в далеком 1959 году, не изучали с такого количества ракурсов, как монумент, который появился в парке Кронвальда в середине прошлого года.
Началось все безобидно: под эгидой фестиваля "Белая ночь" и лозунгом "Нет времени объяснять", рижане проснулись в одном городе с гигантской черной обезьяной в скафандре. Портал самоуправления смущенно пояснил, что это – Сэм и он будет жить с нами. Но недолго. Сэм — высотой с четырехэтажный дом — уверенно выделялся на фоне городского ландшафта и вызывающе смотрел куда-то в сторону посольства Украины. С мартышкой фотографировались и безуспешно пытались покорить, как неизвестную высоту. Мартышка не сдавалась и хранила вселенское молчание.
Руководствуясь чеховской сентенцией про ружье, рижане начали искать подвох. Если бы автор "Черного квадрата" Казимир Малевич узнал, сколько скрытых смыслов было усмотрено в десятиметровой мартышке, он удавился бы от зависти. Начали, как водится, с неграждан, с легкой руки проведя параллели между цветом ее морды и словом "негр", которым сами себя называют неграждане. Попытавшись подтянуть геолокацию Сэма к близости российского консульства, конспирологи споткнулись о посольство Украины, и обезьянка заиграла новыми красками. Но и там ничего толкового не получилось. Примат подсказок не давал и стрелять отказывался наотрез, равно как и уходить с насиженного места.
На какое-то время о мартышке забыли, лишь изредка интересуясь, когда она уже уедет. Все неопределенно разводили руками. Сэм стойко перенес зиму. Начался 2017 год. Растаял снег, и мартышка снова заиграла своей вызывающей белизной, раздражая недоброжелателей.
Первым не выдержал руководитель совета по памятникам от Рижской думы Оярс Спаритис. Он заявил, что обезьяна портит внешний вид города и вообще хватит уже. Но, как выяснилось, в конце апреля денег у художников не прибавилось. Зато оказалось, что если самоуправление вздумает убрать обезьяну самостоятельно, то художники сочтут это актом вандализма.
Так прошел первый год жизни Сэма в парке Кронвальда. По популярности среди туристов он давно обогнал Александра Сергеевича, который скромно затерялся в глубине того же парка. Самоуправление ждет действий от творцов, творцы отмалчиваются, высокое искусство продолжает оставаться бельмом на глазу у части коренного населения города.
А мне все-таки кажется, что пока все искали в мартышке чеховские мотивы, невольно проворонили метафоры Крылова. Сэм прекрасно выполнил функцию зеркала, показав, как можно нарушать закон, сидя ровно на месте. Хотя, может я и перемудрил с замыслом художника.
Если честно, никогда не понимал современное искусство. Хотя обезьяна все равно красивая.