Борьба за святыни, или Кого обидел рижский художник

© Foto : Эрнстс АустриньшПамятник Альфреду Калниньшу в Риге
Памятник Альфреду Калниньшу в Риге - Sputnik Латвия
Подписаться
В латвийском околокультурном пространстве разразился скандал. Студенты Академии художеств посягнули на Пушкина. Памятник великому поэту обмотали белой тканью, а рядом установили перевернутую нижнюю половину манекена. Перформанс заметили бдительные прохожие и поместили материал на портал mixnews, откуда новость разошлась по многим СМИ

РИГА, 25 янв – Sputnik, Владимир Дорофеев. Провокация для художника – средство самовыражения. Главное, чтобы художник, выражаясь таким образом, не уничтожал плоды трудов других художников.

Собственно, что же произошло? В Академии художеств студенты, изучающие предмет "искусство среды", получили задания устроить перформанс с элементами городской архитектуры, запечатлеть реакцию прохожих, а потом убрать за собой.

Студент Эрнстс Аустриньш решил самовыразиться при помощи белого полотна и половины манекена. Он бродил по городу, выбирая наиболее статичные и скучные, с его точки зрения, памятники. Потом студент придавал им новый смысл при помощи ткани и манекена. Скульптуры приобретали вид привидений, что, по мнению Эрнстса, должно было заставить прохожих остановиться и задуматься.

Привидения в ночи

В роли арт-объекта последовательно побывали латышский художник Падегс, классик латышской музыки композитор Альфред Калниньш, "наше все" Александр Сергеевич Пушкин и некий памятник в Верманском саду, табличку под которым студент не прочитал, а корреспондент Sputnik под обмоткой из белой ткани не опознал.

Может, шахматист Таль, может, кто-то другой. Все объекты студент тщательно снимал на фото и 10 минут ждал реакции окружающих, приводил памятник в прежний вид и шел дальше со своей "высокой миссией".

"Этой инсталляцией я пытался выразить свою мысль о сущности памятников и о разных формах исполнения скульптур, — рассказал Sputnik Эрнстс Аустриньш. — Мы вспоминаем о значительных личностях или событиях, располагая памятники в городской среде. Делаем это комплиментарно. Это единственное искусство, которое видит общество. Но разве этот формат искусства и есть самое ценное, что мы можем дать обществу".

Дискуссию о том, должны ли быть памятники комплиментарны или, наоборот, провокативны, начал не Астриньш, и не на нем закончится. Свои поклонники есть и у каждой концепции. Но живем-то мы в общем городе.

"Памятник должен иметь не только фотографическое сходство, но и отражать дух и мысли личности, — посетовал Аустриньш. — Статичная классическая форма не выражает дух личности. Такие скучные скульптуры не пробуждают мысли, не заставляют прохожих думать. Просто становятся неприметной деталью пейзажа. Тот же Пушкин: отражает ли его бунтарский дух прилизанный красавчик во фраке? Все в нашем городе красивенькое: и памятники, и декорации типа "пути елки". И при этом безликое, одинаковое. Гораздо ценнее для общества объекты, которые заставляют задуматься. Если памятник становится незаметен — он теряет смысл".

Sputnik спросил студента, какую именно идею пытался донести художник, ставя рядом с памятником манекен вверх ногами?

"Ноги — это пример того, как можно воспринимать Падегса или Пушкина, — рассказал художник. —  Это не значит, что я вижу выражение их творчества именно так. Ноги — это способ, заставить прохожего остановиться и задуматься".

Волна народного гнева

Оставим в стороне диалоги об искусстве. Студента застали обматывающим именно памятник Пушкину. Журналисты получили жареный факт, художник получил славу, может, и незаслуженную.

Хуже всех пришлось членам Рижского пушкинского общества. Прочитав новость, они не спали всю ночь (это не преувеличение), переживая за великого поэта, за памятник — не пострадал ли он. Ведь два года назад на шею Пушкина набросили петлю, другим концом привязав его к дереву. За что пытались повесить поэта, до сих пор неизвестно.

© Foto : Эрнстс АустриньшПерформанс студентов Латвийской Академии художеств в Риге в рамках предмета "Искусство среды"
Перформанс студентов Латвийской Академии художеств в Риге в рамках предмета Искусство среды - Sputnik Латвия
Перформанс студентов Латвийской Академии художеств в Риге в рамках предмета "Искусство среды"

"Прочитав новость о том, что Пушкина опять изуродовали, я, конечно, очень расстроилась, — рассказала сопредседатель пушкинского общества Светлана Видякина. — Ведь это очередной пример деградации нашего общества. Ведь это даже не хулиганство, это хуже. Студент, надругавшийся над памятником, — это наше будущее. То, что мы так трепетно боготворим, они обмотают тряпками и польют краской. Чтоб не было так статично. Это очень горько, что будущее таково".

Самое обидное для пушкинистов, что памятник поэту пострадал от рук свободных художников. Если для студента Академии скульптура скучна, статична и вообще "ни о чем", то для пушкинистов она полна намеков. Пушкин улыбается, он романтичен, но в его руках перчатки — и он готов к дуэли, готов бросить перчатку обидчику.

Впрочем, не только юношеский перформанс задел пушкинистов. Им стало неловко и за недостойную дискуссию в интернете, где защитники Пушкина выглядели хуже и морально неопрятнее его противников.

"Самое печальное — это народная реакция на выходку, — посетовала Видякина. — Да, 99 процентов людей поддерживают Пушкина и очень негативно относятся к глумлению над ним. Но как грязно они защищают нашу святыню… Ведь нет разницы, за Пушкина или против, если нет той чистоты, которую он привнес в русский язык. Сторонники Пушкина должны показывать другой культурный уровень. Ведь грязная брань в споре – это невыразимая пошлость. И как говорил Константин Паустовский: "Жалко отдавать будущее в руки подлецов и пошляков". С нас, носителей культуры, за это спросится. И что мы скажем в свое оправдание?"

Лента новостей
0