РИГА, 4 окт — Sputnik. Литовская железнодорожная компания Lietuvos gelezinkeliai должна будет восстановить участок путей, ведущий в Латвию, признал спикер Сейма Литвы Викторас Пранцкетис, передает Dienas Bizness.
Еврокомиссия 2 октября оштрафовала Lietuvos gelezinkeliai на 27,87 миллиона евро за то, что в 2008 году она разобрала рельсы на участке путей из Мажейкяй в Реньге (Латвия). ЕК признала, что литовская государственная компания нарушила принцип конкуренции. При этом уплата штрафа не отменяет обязанность устранить нарушение.
"Восстановить, очевидно, все равно будем должны", — сказал Викторас Пранцкетис радиостанции Ziniu radijas.
Спикер сомневается в том, что спустя десять лет после разбора путей можно будет привлечь к личной ответственности политиков, принявших тогда решения.
Ранее генеральный директор Lietuvos geležinkeliai Мантас Бартушка заявил, что компания тщательно рассмотрит решение ЕК и решит, как действовать дальше. По его словам, пока рано говорить о том, какой путь изберет компания, поскольку ее руководство постарается разобраться в аргументах Еврокомиссии.
Бартушка отметил, что участок железнодорожных путей между литовским городом Мажейкяй и латвийским Реньге был одним из альтернативных железнодорожных путей в Латвию, но не единственным. Он разобран, поскольку был в очень плохом состоянии и небезопасным для использования. Возможности сообщения по железной дороге с Латвией, по словам директора, после закрытия данного участка не уменьшились.
В свою очередь, вице-министр коммуникаций и транспорта Литвы Ричардас Дягутис заявил, что возможное восстановление ветки "является вопросом дальнейшей дискуссии".
Премьер Саулюс Сквярнялис и министр коммуникаций и транспорта Рокас Масюлис утверждают, что интересы Литвы должны защищаться правовыми методами, а решение о том, будет ли обжаловано постановление Еврокомиссии в суде, пока не принято.
Многолетний спор
Участок железной дороги между литовским городом Мажейкяй и латвийским Реньге был демонтирован литовской стороной в 2008 году под предлогом ремонта, который не завершился и десять лет спустя. Двадцать километров пути ударили по транзитной мощи Латвии и помогли Клайпедскому порту увеличить грузооборот, поскольку здесь проходил кратчайший путь от Мажейкяйского нефтеперерабатывающего завода в порты Латвии и Эстонии.
В 2011 году польская компания Orlen, которая контролирует грузопотоки Мажейкяйского завода и поставляет топливо в Латвию, пожаловалась в Еврокомиссию (ЕК), обвинив Lietuvos gelezinkeliai (Литовские железные дороги) в нечестной конкуренции. В марте 2013 года ЕК начала официальное расследование.
В начале сентября премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис предложил Orlen благоприятные тарифы на перевозки в обмен на то, что участок Мажейкяй — Реньге не будет восстановлен. Эта новость возмутила Латвию, и на прошлой неделе Литве была вручена официальная нота протеста с требованием восстановить железнодорожные пути.
После того, как Еврокомиссия вынесла решение о штрафе в отношении Lietuvos geležinkeliai, пострадавшие стороны также смогут подавать свои иски.
По словам премьера Латвии Мариса Кучинскиса, вопрос о том, будет ли Латвия требовать у Литвы компенсации за разобранные в 2008 году железнодорожные пути между Мажейкяем и Реньге, еще не обсуждался.