О том, что Латвия может быть проводником западных компаний в Россию (как Гонконг в Китай) и воротами для российского бизнеса в европейские страны, говорилось и на заре Атмоды (движения за восстановления независимости в конце 80-х), и во все последующие годы.
Примером того, какие выгоды можно извлечь в качестве моста в Европу, является история самой Риги на протяжении 10-15 лет перед Первой мировой войной.
Благодаря чему произошел такой скачок? Помимо таких факторов, как географическое расположение и хорошее управление, большую роль сыграла тесная связь немецкой общины Риги со своей исторической родиной — Германией. Будучи в составе Российской империи, Рига, тем не менее, была тесно интегрирована в Европу. Инженеры и технические специалисты были в курсе последних разработок, новейших технологий, получали их "из первых рук". Рижских рабочих (разных национальностей) отличали высокая культура труда и дисциплина. Все это делало рижские, латвийские предприятия более привлекательными для размещения государственных и частных заказов необъятной Российской империи. Близость к Европе и солидное финансирование обеспечили "взрывной рост".
Почему же ничего не вышло из идеи моста за 25 лет современной независимой Латвии?
Латвия не стала проводником западных компаний в Россию
В конце 80-х латвийским производителям принадлежала огромная доля рынка в СССР. Фактически они были монополистами или занимали ведущие позиции в таких областях, как производство микроавтобусов (РАФ), производство электричек (Рижский вагонный завод), радиоприемников (VEF), мотоциклов ("Рига"), парфюмерии ("Дзинтарс").
Сейчас принято считать, что все эти производства обанкротились из-за низкой эффективности, из-за низкого качества продукции.
Латвийское руководство изначально сделало ставку на отдаление от постсоветского пространства, разрыв всех связей. Если почитать латвийские учебники истории, то крупные советские заводы трактуются как "производства, не соответствующие условиям, возможностям и потребностям Латвии" (История для основной школы. Zvaigzne 2010), как наследие оккупации. Большие русскоязычные коллективы этих предприятий воспринимались как потенциальная угроза становлению независимости Латвии. Гораздо спокойнее было дать производствам умереть естественной смертью, коллективы — раздробить и распылить.
Поэтому Латвия быстро утратила свои позиции на восточных рынках, и сейчас ей нечего предложить ни России, ни гипотетическим западным инвесторам, которые хотели бы использовать Латвию как трамплин в Россию. Выяснилось, что никакого трамплина не нужно, западным компаниям гораздо проще работать с Россией напрямую.
Латвия как мост в Европу для российских компаний
Что касается России, то она, переживая сложные девяностые и нефтяные нулевые, тоже не испытывала особого интереса к Латвии, рассматривая ее только как перевалочный пункт для "вывоза капитала" (украл — выпил — деньги вывел на Запад) и транзита нефти.
Завод собрал почти сто автобусов (в основном из иностранных комплектующих), они есть в транспортном парке в Елгаве, можно видеть их на улицах Риги. Но в Москве сменилась власть, начались финансовые трудности на головном заводе ЗИЛ, и в 2015 году московское правительство продало свой актив по цене гораздо ниже инвестированных средств. Производство автобусов было свернуто.
Возможно, российский бизнес (не гигантские госмонополии, не государственные предприятия, а средний и даже малый бизнес) еще не созрел для того, чтобы вести стабильную экспансию в западные страны. Слишком много дел и открытых ниш в собственной стране. И Латвия как мост просто невостребована.
Российские компании, открывая в Латвии свои офисы, комплектуя персонал из местных кадров и комбинируя их с сотрудниками из России, обеспечивали бы себе качественный рост именно с точки зрения отладки внутренних процессов и роста человеческого капитала. В этом плане Латвия могла бы быть интересна России, могла бы сыграть роль моста и, в свою очередь, получить инвестиции и рабочие места.
Какая к тому времени сложится политическая конъюнктура, насколько прагматизм возьмет верх над традиционными страхами перед русификацией и ростом влияния России, покажет время.