РИГА, 28 сен — Sputnik. Третьего сентября 2017 года в Ригу прибыли тринадцать филиппинцев, причем не туристов. Кому и зачем нужны в Латвии граждане экзотической страны? Оказывается, крупной транспортной компании, пишет vesti.lv.
Ввоз в Латвию иностранной рабочей силы, в том числе и филиппинских водителей, показывает положительную динамику развития экономики и дает шанс латвийским перевозчикам.
Автомобильный транспорт — одна из движущих сил европейской экономики и единого европейского рынка. Благодаря скорости, стоимости, гибкости и эффективности дорожных перевозок, с их помощью доставляется около 44% товаров Евросоюза. Конкуренция среди транспортных компаний стремительно растет.
Латвийским компаниям, дабы не быть в хвосте обоза, приходится интересоваться иностранной рабочей силой, в том числе и филиппинскими водителями.
И вот с 2012 года на машинах с латвийскими номерами стали появляться филиппинские водители. Пионером в этом направлении стала транспортная компания Dinotrans: за первый год она официально наняла около ста филиппинцев. А на сегодняшний день уже пять крупных латвийских транспортных компаний готовы принять филиппинцев в свою команду — оформление документов идет полным ходом.
Холод и картошка
Филиппинцы подкупают вежливой почтительностью, улыбчивостью, скромностью и аккуратностью, возведенной в профессию. На вопрос, как они адаптировались в Латвии, отвечают дружно: погода непривычно холодная, много картошки, но местный народ дружелюбен.
Филиппинцы не могут покинуть страну, пока все документы не будут утверждены филиппинской организацией по трудоустройству за границей (POEA). Защитников их прав интересует не только прозрачность трудового контракта, но и соблюдение правил при оформлении иммиграционных документов. Импортер рабочей силы обязан предоставить работникам медицинскую страховку, билет до Латвии, информацию о жилье и питании в стране трудоустройства.
Месячная зарплата филиппинского водителя составляет 859 евро плюс командировочные. Представители профсоюзов Дании в 2016 году назвали латвийских предпринимателей "эксплуататорами", но на самом деле их волнуют не столько условия содержания филиппинцев, сколько отток налогов в страны Восточной Европы. К тому же скандинавские СМИ каждый день рассказывают о новых путях обхода закона о минимальной зарплате.
Общий язык и общие проблемы
В Латвии существует единственное консалтинговое агентство, которое уже несколько лет обеспечивает своих клиентов водителями с Филиппинских островов.
Геннадий Хвостовой, владелец компании Genius Solution, рассказывает:
У филиппинцев есть несколько преимуществ. Во–первых, они католики, им не чужда европейская культура, поэтому они хорошо адаптируются в Европе. Во–вторых, Филиппины являются членом Венской конвенции ООН, благодаря чему их водительские права признаются в Европе. В-третьих, в этой стране правостороннее движение.
А вот что думает по этому поводу президент Латвийской ассоциации международных перевозчиков (Latvijas Auto) Валдис Трезиньш:
"Сейчас местных транспортников больше беспокоит удорожание топлива за счет увеличения акцизного налога. Эта мера вынудит нас заправляться в других странах. От этого государственная казна не пополнится. Но самая основная проблема, влияющая на развитие транспортной отрасли в Латвии, — это дефицит водителей. Местная бюрократия в унисон с Евросоюзом усложняет процесс оформления рабочей силы из третьих стран. Кабинет министров уже третий месяц не может или не хочет принять решение о включении водителей в список дефицитных профессий. В то же время Польша не дремлет — сроки оформления документов для иностранной рабочей силы гораздо меньше и сама процедура проще. И как результат — в одной только Польше зарегистрировано 200 тысяч машин.
И не только на латвийском. На начало 2017 года в Норвегии, к примеру, зарегистрировано более 207 тысяч единиц транспорта, и его простой из–за нехватки водителей составил 28,8%, что на 4,4% больше в сравнении с 2016 годом. По статистике, только треть водителей являются гражданами Норвегии и получают норвежские зарплаты, остальные — граждане Латвии, Литвы, Украины, Белоруссии — зарабатывают в зависимости от места регистрации их транспортной компании.
Латвийские крупные перевозчики готовы увеличить свои автопарки уже завтра — при условии, что водительское сиденье всегда будет занято. В среднем одна машина из–за недобора рабочей силы простаивает около двух месяцев в году, из-за этого наличие одного грузовика с прицепом в автопарке обходится латвийской транспортной компании в 2 тысячи 200 евро в месяц.