РИГА, 15 сен — Sputnik. До референдума, созванного правительством Каталонии и объявленного центральной властью вне закона, остается чуть меньше 20 дней. Каталония в своем стремлении к суверенитету всего лишь требует признания права на волеизъявление, но неуклюжие действия Народной партии толкают регион на балтийский путь, пишет интернет-издание Público. Полный перевод статьи выполнен порталом ИноСМИ.
В кругу проправительственных экспертов принято считать, что борцы за независимость Каталонии выбрали для себя венгерскую или польскую модель. Но это не так. В Каталонии пытаются адаптировать так называемую балтийскую модель: опыт Литвы, Латвии и Эстонии. Это эффективный способ достижения независимости: общественная мобилизация в сочетании с систематическим гражданским неповиновением властям, которые отказывают гражданам в праве на волеизъявление.
Эстонцы, литовцы и латыши начали свою политическую борьбу с Россией в 1989 году и два года спустя добились независимости. Шествие 11 сентября в Барселоне напомнило кадры с улиц Вильнюса, Риги и Таллина 30-летней давности.
El vídeo parla per si sol.. #Diada2017 pic.twitter.com/j8ua1uNQMK
— Aleix Ballús Aragón (@aleixballus) 11 сентября 2017 г.
В 1989 году более одного миллиона человек выстроились в живую цепь длиной почти 600 км, растянувшуюся от Таллина до Вильнюса — через города, села, шоссе, проселочные дороги и леса. 30% жителей балтийских республик встали рука об руку и продемонстрировали советской системе свое единство.
Каталонский крест, который образовали манифестанты 11 сентября в Барселоне, подтверждает, что Каталония находится в двух шагах от реализации балтийской стратегии. Массовое мирное народное движение ставит под вопрос существование испанского государства в его нынешнем виде. Живая цепь с каждым днем становится длинней.
У Литвы, Эстонии и Латвии тех дней и современной Каталонии идентичная история: в 1939 году Сталин оккупировал Вильнюс, Таллин и Ригу, как Франко — Барселону. А глубокий политический кризис в Испании, который усугубился несколько лет назад, напоминает кризис советского государства в конце 1980-х.
Мы знаем, к чему "Балтийский путь" привел в странах Балтии, но не знаем, к чему он может привести в случае победы или поражения в Испании. В особенности мы не представляем себе последствий для Испании в случае поражения. Нам предстоит увидеть, способна ли мощная разрушительная волна балтийско-каталонской модели еще больше расшатать хрупкое и нестабильное равновесие испанской политической системы, созданной в 1978 году. Очевидно одно: если каталонский вопрос не будет решен демократическим путем, страну ждет откат в прошлое.