РИГА, 15 сен — Sputnik, Алексей Стефанов. Московская актриса Татьяна Аугшкап — продолжатель большой актерской династии. Вместе с сестрой она пошла по стопам отца Агрия Аугшкапа, а теперь актерами стали их дети.
"Мой папа — латыш. Мама — армянка… Но это только начало, — смеется Татьяна. — Во мне есть польская, белорусская, немецкая, еврейская, французская кровь. Бабушка (по маме) — Элеонора Аветисовна. Папина мама — Анна Карловна! Каково?! Я долго не могла решить, под какой фамилией работать в театре, — казалось, фамилия Аугшкап слишком трудна для восприятия. Сестра Ирина, актриса Театра "Ленком" по совету художественного руководителя взяла фамилию мужа. Теперь она — Ирина Серова. Я остаюсь Аугшкап и очень этим горжусь".
С Татьяной мы встретились сразу после премьеры спектакля "Блажь" по пьесе Петра Невежина и Александра Островского, в котором она исполняет главную роль — вдовы-помещицы Серафимы Давыдовны Сарытовой. Но вообще в Театре Маяковского она нарасхват – играет главные роли в шести спектаклях, а еще снимается в кино и руководит своим актерским агентством "АртКиТ" ("Актеры кино и театра").
В детстве папа сидел на коленях у Сталина
— Татьяна, расскажите о дедушке – известно, что ровно сто лет назад он участвовал в революционных событиях в Петрограде, был красным латышским стрелком. Как сложилась его судьба дальше?
— После революции Роберт Петрович вернулся в Ригу и выучился на инженера — на войну-то он ушел совсем мальчишкой, а спустя лет десять его пригласили в Москву, где дедушка стал главным инженером большой стройки старой Москвы. Влюбился в мою бабушку Анну Карловну — она у него стенографисткой была, женился. От нее у меня белорусская, польская и немецкая кровь. Прозвучит невероятно, но поселились дедушка с бабушкой в Кремле. Папа рассказывал, что там было здание, что-то вроде общежития с длинными коридорами, по которым они с мальчишками гоняли на трехколесных велосипедах. Он вспоминал, как много раз сталкивался со Сталиным, которого ему представили как "дедушка вождь", здоровался с ним всякий раз и даже сидел у него на коленях. Но потом дедушка с бабушкой и папой из Кремля съехали. Рядом с Большой Никитской есть двор, где стоят пятиэтажки, которые мой дедушка построил, и там же ему дали квартиру.
— Но вы родились в Риге. Как семья Аугшкап снова оказалась в Латвии?
— Папа — Агрий Аугшкап решил стать актером, окончил студию при Театре Станиславского и Немировича-Данченко. Учился вместе с будущим режиссером Павлом Хомским и еще рядом известных артистов. А когда по окончании началось распределение, среди вариантов была Рига. И поскольку отец у папы латыш, он подумал: "А почему бы и нет?" И вместе с Хомским они поехали в Ригу, стали служить в Рижском театре русской драмы. Папа стал ведущим артистом театра, играл главные роли, получил звание заслуженного артиста Латвийской ССР. Сам стал преподавать в театральной студии, и к нему на курс поступила моя мама – Флора Жозефовна.
— У вас в семье имена — одно удивительнее другого…
— Бабушка Элеонора Аветисовна жила в Ашхабаде и работала там в кинотеатре киномехаником, где и познакомилась с дедушкой-французом Жозефом. Они поженились, родилась мама. Но потом дедушку репрессировали, а бабушка с мамой и другими родственниками по армянской линии переехали в Ригу. Там и сейчас много моих армянских родственников, а бабушка, кстати, прожила 103 года, умерла совсем недавно.
Звезда по имени Папа
— Значит, ваш папа влюбился в свою студентку, а она, соответственно, в своего преподавателя?
— Да. Мама была младше папы на 11 лет, а у папы был за плечами неудачный брак с актрисой. Актерские пары вообще довольно редко бывают крепкими. Нужно вытащить лотерейный билет, чтобы жить в таком творческом тандеме, не ревновать друг друга, понимать, поддерживать. Тому примеров очень мало, но они есть. Мой опыт, к сожалению, тоже был неудачным: мы были вместе со студенческой скамьи, и наша пара не выдержала испытание. А вот сестра живет с мужем-артистом, Сергеем Серовым, 36 лет. Они поженились еще в ГИТИСе.
Папа, когда закрутился роман, зная, чем все может закончиться, сказал маме: "Давай так: ты станешь моей женой, но я не хочу жену-актрису, я это уже проходил". И мама согласилась. Думаю, таким женщинам, как моя мама, нужно памятники ставить, потому что посвятить свою жизнь семье, мужу, детям, внукам мало кому удается так, с лихвой. При этом она очень красивая талантливая женщина. Все вокруг восхищались ей и продолжают это делать. Мне все время хочется какой-то монолог с эстрады почитать про мою маму.
— Вы как-то рассказывали, что вашего папу очень любили в Риге — узнавали на улице и в транспорте, могли просто подойти и подарить цветы. И вдруг семья Аугшкап снова оказывается в Москве.
— Да, папа был в Риге колоссальной звездой, ему аплодировали даже в транспорте. Но мама очень хотела жить в Москве, и ради маминой мечты он согласился все это оставить, переехал в Москву.
Все наше детство прошло за кулисами, мы видели всех ныне известных актеров. Помню, любила пересматривать легендарный спектакль "Аленький цветочек", который и до сих пор идет в Театре Пушкина. Папа играл в нем Бабу-Ягу, Вера Алентова – Аленушку, а Виталий Безруков — прекрасный артист, отец известного сегодня Сергея Безрукова — Чудовище. Помню, этот аленький цветочек так сверкал — невозможно было глаз от него отвести, и пах какой-то ванилью… Я и сама с четырех лет там играла в спектаклях. Например, в спектакле "Разорванный рубль", который поставил прекрасный режиссер Оскар Ремез, к которому я позже поступила на курс в ГИТИС. Вот так все в жизни переплетено.
Актерская династия продолжается
— У вас актерская династия?
— Да, у нас настоящая актерская династия. Я, моя сестра Ирочка, ее муж Сергей Серов, их сын, мой племянник — Сашенька Серов-Останкинский, мой любимый сын Ванечка.
— Ваш сын — расскажите о нем поподробнее.
— Ванечка — замечательный артист, а еще он кинооператор и режиссер. От моего актерского агентства "АртКиТ" он три сезона снимался в сериале "Зайцев + 1". Совсем юным получил одну из главных ролей, поработал на площадке с Жераром Депардье. Они замечательно солировали, опыт у него теперь колоссальный. И хорошо, что мы с Ваней большие друзья, он меня слушает. Он же получал хорошие для молодого артиста деньги за съемки, я понимала, что начнутся гулянки, клубы, подарки — он человек щедрый, весь в меня. И вот я напомнила, что он хотел научиться снимать, пойти учиться дальше. И Ваня послушал — заказал в Америке камеру последней модели, ноутбук, чтобы научиться монтировать, и пошел учиться в киношколу.
Первое, что он получил — приз за лучшую операторскую работу на фестивале "Святая Анна" у Никиты Михалкова. Это был дебют, учебный фильм. Потом стал замечательно монтировать. Увидел объявление одной из торговых сетей с предложением снять рекламный ролик. Вместе со своей девушкой написал сценарий, снял его и получил первое место. А это была поездка в Голливуд с мастер-классом! Ваня провел там неделю и после этого ездит по всей стране с киношколой, которую он придумал вместе с главным героем сериала "Зайцев + 1", своим другом Филиппом и двоюродным братом, актером Александром Серовым-Останкинским. Они разбиваются на команды, разъезжаются по разным городам и обучают школьников писать сценарии, снимать фильмы.
— Иван не думал взять фамилию Аугшкап?
— Думал, точнее, хотел взять двойную фамилию. Но я ему сказала: "Ванюш, я понимаю, что Иван Громов-Аугшкап звучит интересно, ты меня очень любишь и хочешь, чтобы мне было приятно, но все-таки будет нормально, если у тебя будет одна фамилия, чтобы никого не смущать". Хотя, может, когда-нибудь он это еще сделает.
Профессия актрисы имеет лимит
— Татьяна, вы очень востребованы в Театре Маяковского, вот и в первой премьере нового сезона — спектакле "Блажь" исполняете главную роль. Беспокоиться не о чем?
— Слава Богу, ролей много. Но, знаете, артисты народ очень беспокойный и жадный (я говорю о творчестве). Сыграла одну роль, вторую. Хочется третью, четвертую… до бесконечности. Каждая роль, если ты честно делаешь свое дело, — это эмоции, нервы, хочется достучаться до сердец зрителей. Уж простите за патетику.
Я очень благодарна моему театру за возможность работать в полную силу. Поверьте, с возрастом ролей для актрис становится все меньше. И "Блажь" — это настоящий подарок. Впрочем, в этой пьесе все женские роли очень яркие. Когда работаешь с такой драматургией, эмоции зашкаливают. Мир меняет краски.
— Вы так эмоционально рассказываете!
— Да, я штучка эмоциональная. Многонациональная кровь — никуда не денешься. Но когда надо принимать решение или стоять на своем, поверьте, кровь моих предков дает о себе знать.