На прошлой неделе, без должного общественного обсуждения, Верховная рада одобрила во втором чтении законопроект "Об образовании", в соответствии с которым школа с 2018 года переводится полностью на украинский язык обучения.
Быстро, жестко и бескомпромиссно. Небольшая отсрочка предоставляется для школ национальных меньшинств, но таковыми учебные заведения с русским языком преподавания не признаются.
То есть со следующего года миллионы украинских школьников, для которых русский язык является родным, будут вынуждены с первого класса учиться на украинском. Мои знакомые из среды украинских националистов и не скрывают цель данной реформы — создать новую нацию, искоренить русский язык из всех сфер жизни на Украине.
Но на этом параллели между Украиной и Латвией не заканчиваются, а только начинаются. Радикальное латвийское Национальное объединение требует отказа от компромиссного билингвального варианта школьного образования и перехода на обучение только на латышском языке. То есть так же, как планируется на Украине. Из уст националистических латышских политиков звучит и схожая дата этого перехода — 2018 год.
Де-факто сформировался неофициальный альянс украинских и латышских националистов против школ с русским языком обучения. И те и другие требуют расправиться с остатками системы русского школьного образования в 2018 году.
Понятно, что Украина в плане русофобии впереди планеты всей. Ей и предоставили сомнительное право быть лидером в уничтожении школьного образования на русском. Латышские же националисты будут кивать на опыт Украины и требовать его повторения в Латвии.
В планах КЗРШ подача заявлений в Европарламент, информирование политиков ЕС и США о недовольстве населения Украины планами уничтожения школьного образования на русском. С тем, чтобы украинские власти не могли обманывать Брюссель и Вашингтон о всеобщем "одобрямсе".
Учитывая угрозы Национального объединения ликвидировать даже билингвальное образование в Латвии, в скором времени планируется полноценное восстановление деятельности латвийского Штаба защиты русских школ. Между тем, уже состоялись первые контакты между ранее входившими в латвийский штаб активистами и украинским КЗРШ. Намечены планы по совместному противодействию латвийско-украинскому блицкригу против русских школ.
А ведь участников совместной борьбы может стать больше. Реформа образования на Украине ликвидирует и преподавание в школах на румынском и венгерском языках. Бухарест и Будапешт уже направили Киеву соответствующие ноты протеста.
Серьезным препятствием для отстаивания русского школьного образования на Украине является развязанный парамилитаристическими и неонацистскими (Конгресс США признал полк МВД "Азов" неонацистской военной структурой) формированиями террора против инакомыслящих.
Именно поэтому КЗРШ вынужден действовать практически подпольно, что сужает возможности использования им площадок в СМИ и общепризнанных демократических институтов. Последних по факту на Украине и не осталось.
Радикальная реформа школьного образования на Украине сбрасывает маску псевдоевропейскости с украинского режима. Она показывает, что на Украине победил радикальный националистический проект, а грезы об "Украине для всех" сданы в утиль. Победит ли такой же проект в Латвии в исполнении Национального объединения, покажет время. Пока же надо действовать в соответствии с лозунгом "Защитники русских школ всех стран, объединяйтесь!".