РИГА, 11 сен — Sputnik. Вхождение прибалтийских республик в состав Советского Союза стало решающим условием обретения ими в исторической перспективе своей государственности, заявил российский сенатор, первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич.
Как отметил Клинцевич, пребывание в составе СССР – это страница в истории стран Балтии, и ее при всем желании из общей книги истории выдернуть не получится.
"Более того, вхождение в 40-х годах прошлого века прибалтийских республик в состав СССР объективно стало чуть ли не решающим условием реального обретения ими в исторической перспективе своей государственности. Да, это своего рода зигзаг истории, но нечто подобное случалось в ней не раз", – приводит слова Клинцевича официальный сайт "Единой России".
Сенатор напомнил о материальных вливаниях советской власти в Прибалтику, которые и сделали ее витриной Советского Союза, — при полном отсутствии посягательств на национальную идентичность.
"Контрпродуктивно мерить те события сегодняшними мерками, к тому изрядно политизированными. Да, время тогда было достаточно жесткое, и именно оно диктовало действия верховной власти СССР. Но при всех перегибах ни у кого не было даже в мыслях посягать на идентичность прибалтов, пытаясь растворить их в "едином советском народе", что было бы технически несложно", – подчеркнул сенатор.
Россия как правопреемница СССР категорически не согласна с такой постановкой вопроса. Ни о какой оккупации стран Балтии в 1940 году со стороны СССР не может быть и речи, подчеркнули в МИД РФ, а глава ведомства Сергей Лавров отметил, требования многомиллиардной компенсации Латвии за советское прошлое к России предъявляют "больные люди с уже неисправимой психикой".
Присоединение Прибалтики к СССР расценивается как соответствовавшее нормам международного права того времени, пояснили в МИД России. Сам термин "оккупация" использован быть не может, поскольку между СССР и прибалтийскими государствами не велось военных действий, а ввод войск осуществлялся на договорной основе и с явно выраженного согласия существовавших в республиках национальных органов власти.