РИГА, 21 авг — Sputnik, Андрей Солопенко. Все латвийские школьники по окончании 12-го класса должны сдать четыре экзамена по учебным предметам, три из которых – латышский язык, иностранный язык (преимущественно английский) и математика — являются обязательными. Именно результаты по этим дисциплинам и определяют судьбу выпускника — попадет ли он на бюджетные места или родителям придется оплачивать его учебы в вузе.
Критерии оценки – проценты и буквы
Оцениваются экзамены по шестибуквенной шкале от A до F, где A – наилучший результат, а F – наихудший, при получении которого экзамен не засчитывается. Помимо буквенной категории, результат экзамена вычисляется в процентах, которые показывают, насколько каждый школьник усвоил все сдаваемые им предметы.
Однако с 2012 года правительство решило изменить систему, оставив только проценты, так как, по мнению министерства образования, иногда разница в 1% оказывается решающей для получения более высокой категории, но различия в знаниях – минимальны. Например, за 84% сданного экзамена по математике ученик получал уровень В, а за 85% – уже А.
В то же время на сайте Государственного центра содержания образования результаты экзаменов приводятся как в процентах, так и в буквах, для удобства анализа. На сайте приводится подробная статистика по экзаменам каждого школьника в период с 2009-2017 годы, где указаны пол ученика, тип учебного заведения, его месторасположение и язык обучения, по которому можно сравнить успеваемость учащихся русских и латышских школ.
Русские школьники – лидеры в физике
Как оказалось, результаты русскоязычных учеников по многим естественнонаучным предметам вполне сопоставимы с уровнем знаний их латышских сверстников, и даже где-то превосходят их. Несмотря на то, что как одни, так и другие уже давно учатся в основном на государственном языке.
На экзаменах по химии и биологии обе группы учеников показывают примерно равные результаты – в один год они могут быть чуть лучше у русских, в другой — у латышей. В среднем за последние девять лет высшие категории А или В по химии получили 27% учащихся русских школ и 28% – латышских, тогда как по биологии эти значения были 24% и 28% соответственно.
Однако экзамены по упомянутым выше предметам все же не являются обязательными, а выбирающие эти дисциплины школьники в них хорошо разбираются и явно нацелены на лучший результат. В среднем за девять лет биологию и физику сдавало 11% учеников, тогда как химию лишь 6%, что, естественно, не может свидетельствовать об уровне успеваемости всех учащихся средних школ.
В математике пока стабильность
Чтобы объективно оценить успехи школьников в точных науках, нужно посмотреть на результаты экзамена по математике, который с 2009 года является обязательным для всех учеников. Среди учащихся русских школ за девять лет высшие категории А или В по этому предмету получили 31% школьников, тогда как в латышских школах – 29%.
Однако думается, что так не будет вечно – ведь нынешние преподаватели, учившиеся еще в советское время, рано или поздно, уйдут на пенсию. В свою очередь те, кто придет на их место, получали образование уже на латышском языке и объяснить предмет на русском языке, скорее всего, просто не смогут.
Кроме этого, сдававшие экзамены русские школьники имели право отвечать на них и на русском языке, тогда как недавно принятые латвийским правительством поправки в скором времени лишат их этой возможности. Так что, при постепенном сокращении преподавания на русском языке и результаты экзаменов учеников тоже будут ухудшаться.
Проблемы с языками
Печально, но по двум другим обязательным централизованным экзаменам результаты русских школьников уже сейчас значительно хуже. Среди латышей в среднем за девять лет высшие категории по английскому получили 44% учащихся, тогда как у русских — лишь 32%, и за последние годы этот разрыв имеет тенденцию к увеличению.
Однако главная проблема русских школьников — это экзамен по латышскому языку, где разница между двумя группами существенно заметна. В 2009-2011 годах русские школьники сдавали латышский как иностранный, и доля получивших А или В была 32%, тогда как среди латышей, для которых этот язык был родным, средний удельный вес отличников за три года составлял 41%.
В то же время, начиная с 2012 года, критерии экзамена по этому предмету в 12-м классе стали едиными для всех, что, естественно, способствовало ухудшению показателей русских школьников. В нынешнем году высшие категории по латышскому смогли получить лишь 9% русских школьников, тогда как среди латышей их добились 47% учеников.
Будущее русских – ПТУ?
Результат, полученный на экзамене по латышскому языку, является определяющим для школьника при поступлении в вуз на бюджетное место — на любой факультет. Очень важен результат также и по иностранному языку, а только потом – по профильным предметам.
Складывается ситуация, при которой большинству русских ребят доступ к высшему образованию будет закрыт и их ожидает роль обслуживающего персонала титульного класса. Однако для этого вполне достаточно и ПТУ, куда, видимо, и станут отправляться русские ученики, не способные осилить требования средней школы.