Аэрографист: раскрасим жизнь во все цвета

© Sputnik / Алексей СтетюхаРаботы Александра
Работы Александра - Sputnik Латвия
Подписаться
Если жизнь начинает казаться слишком серой, то ее нужно раскрасить. Если это не получается сделать самостоятельно, то можно обратиться к тем, кто это умеет

Александр — аэрографист. Человек, превращающий серое и безликое в цветное и живое. Стены, телефоны, мотоциклы, машины — почти все.

Рисовать Александр начал еще в школе. Для себя. На стенах. Непризнанное искусство граффити стало первым мольбертом самовыражения. Рисовал на всем: на стенах, мусорниках, заброшенных зданиях.

- Гоняли?

— Гоняли, конечно.

Виктория и портреты ее авторства - Sputnik Латвия
Виктория Ольшевская: химическая формула портрета
С удивлением узнаю, что мы почти ровесники. Александр даже на год младше. Хотя рядом с ним я смотрюсь тощим подростком. На художника, в общепринятом шаблоне, ни разу не похож.

- Чем ты вообще занимаешься?

— Я занимаюсь аэрографией.

- Это обрисовывание машин?

— Это обрисовывание всего. Машин, мотоциклов, шлемов, телефонов, стен. Я обрисовываю все. Кроме стекла и резины. И то, только потому, что в Латвии нет подходящих материалов.

- А когда начал рисовать?

— В яслях. Потом в садике, потом в школе. Первые деньги заработал в двенадцатом классе. Стену обрисовал.

Второй художник, с которым я сталкиваюсь. Второй раз слышу об отсутствии необходимости профильного образования. В целом, логично. Рисовать или умеешь, или не умеешь. Мне тридцать три, меня учили. Не срослось. У Саши срослось вполне.

© Sputnik / Алексей СтетюхаАэрографист Алесандр
Аэрографист Алесандр - Sputnik Латвия
Аэрографист Алесандр

- Ну а с образованием что?

— Закончил двенадцатый класс и, совершенно не осознавая что делаю, поступил на энергетический факультет. Просто куда-то поступить надо было, а там были бюджетные места. Отучившись два курса, причем, второй курс я два раза отучился, я совершенно не имел представления, что такое энергетика.

После второго курса — академический. Эфемерная технарская профессия уходит на второй план. На первом плане — тусовки и возможные приработки, дающие возможность купить те самые баллончики с краской, чтобы рисовать. В общем, не сложилось с энергетикой. Зато с творчеством все пошло на ура.

— Я сначала искал курсы аэрографистов в Риге. Не нашел. То, что предлагалось, мне уже было неинтересно. Потом нашел в России. Там было посерьезнее, плюс на выходе давали сертификат, все дела. Но я на тот момент уже полтора года этим занимался, поэтому решил, что не имеет смысла тратить кучу денег, которых нет, и начал все осваивать самостоятельно.

Талант был, рука набилась. Дальше все пошло само.

— Начинал для себя, для друзей. Им нравилось, мне нравилось. Решил зарабатывать этим деньги. Граффити не давали нужного простора — баллончиком не прорисуешь мелкие детали. Перешел на аэрографию.

© Sputnik / Алексей СтетюхаРаботы Александра
Работы Александра - Sputnik Латвия
Работы Александра

- У нас схожие профессии, творческие. Насколько часто приходится наступать себе на горло и рисовать то, что не хочется?

— Иногда бывает. Один раз позвали яхту разрисовывать. Я согласился, потому что другая страна, другие люди. Клиент хотел, чтобы я на разбитом носу яхты нарисовал заклепки и красную звезду. Я говорю: ну давайте лучше сделаем аэрографию с разорванным металлом, чтобы сочеталось. Он уперся, мол, нет. Четкая линия и все. В итоге меня уговорили. Сказали: нам сезон отходить, а потом уже в Риге встанем и будем капитально реставрироваться. Я согласился. Сделал так, как хотели.

- А отказываться приходилось?

— Приходилось. Чаще всего в процессе согласования по телефону. Когда я понимал, что это совсем не мое, то просто говорил нет.

Обидеть художника может каждый. Не каждый имеет возможность обижаться. Александр имеет.

- Сколько стоит порисовать?

— Зависит от. Телефон — 30 евро, машину целиком — около полутора тысяч.

- Жить можно?

— Нужно.

- А в месяц сколько получается?

— По-разному бывает. В среднем — 600-800.

Разумеется, любая творческая профессия непредсказуема, в плане дохода. То пусто, то густо. Но выживать получается. За кордон не тянет.

— Звали, обещали золотые горы, кучу заказов. В один момент даже серьезно задумался, но притормозил. Сказал, что готов эти заказы обработать и дома. Заказы так и не пришли. Здесь уже сформировалось мое имя, как художника с кругом общения и клиентурой. Не хочу срываться и начинать все заново.

© Sputnik / Алексей СтетюхаРаботы Александра
Работы Александра - Sputnik Латвия
Работы Александра

Наконец, доходим до самих рисунков. Саша открывает сумку, достает стопку листов.

- Стоп.

— ?

- Ты хочешь сказать, что ты взял чистые листы бумаги и…

— Нет.

- Ну, слава богу.

— Это не бумага. Это ДВП. Мне шкаф привезли, а там лишние материалы остались. Я на них и рисовал.

- Ок, переформулирую: когда ты начал на них рисовать, они были чистыми и белыми?

— Да.

- На них не было фотографии?

— Да нет же.

Разумеется, даже не будучи человеком, близким к искусству, я в курсе, что такое — фотореализм. Но тут прямо за гранью. На кусках ДВП — живые фото. Живой Боб Марли, горящий огонь, лохматая собака.

— По сути, каждая работа — вызов. Очень сложно нарисовать живого человека. Я тренировался на Бобе. Собачья шерсть — тоже сложно. Сложно сделать так, чтобы она смотрелась настоящей.

Ну, и огонь. Главный вызов аэрографа. Его заказывают постоянно, а нарисовать так, чтобы он выглядел настоящим — очень сложно.

Получилось. Марли курит, тигр горит, собака лохматится. Все как живые.

© Фото из личного архива АлександраСумки с росписью, совместный продукт семейного дуэта
Сумки с росписью, совместный продукт семейного дуэта - Sputnik Латвия
Сумки с росписью, совместный продукт семейного дуэта

- А попроще работы бывают?

— Был один клиент. Заказал шлем разрисовать. И чтобы выглядело так, как будто он кого-то сбил и съел. Черный шлем, загрунтовал. И потом как священник с кадилом красной краской его окропил. Клиенту понравилось, работы минимум. Вообще на такую картинку формата А4 уходит 6-8 часов.

- А картины не продаешь?

— Ну, если есть время их нарисовать…

С женой тоже совпали. Супруга делает сумки из кожи, Саша их периодически разрисовывает. Получается вполне себе семейный подряд. Все довольны.

- Не гонит семья на более приземленную работу?

— Да нет. Когда я только решил уйти в творчество, пришел к тогда еще будущей жене, спросил: как думаешь — стоит попробовать? Она сказала "пробуй". Теперь часто работаем вместе. Наши совместные сумки продаются и в Латвии, и в России.

Уезжать семья не хочет. Если тогда давно рискнул и поехал, то сейчас бы у нас своего Саши не было. Теперь уже оброс: семья, дети, клиенты. Золотых гор, разумеется, нет, но на раскопки уже не тянет.

— И я, и моя жена — мы оба растем, развиваемся. У нее своя мастерская. От сумок и ремней она уже перешла на шубы и дубленки. Я тоже постоянно пытаюсь расти и совершенствоваться. Места для этого мне пока хватает.

© Фото из личного архива АлександраБайк с аэрографией работы Александра
Байк с аэрографией работы Александра - Sputnik Латвия
Байк с аэрографией работы Александра

- У тебя дети. Что ты хочешь для них?

— Я не знаю. Если они пойдут по нашей, художественной стезе, то все ок. Мы передадим им своих же клиентов и все сложится. В латвийскую экономику я пока не верю.

- Пока?

— Пока. Сейчас слишком много говорят о языке, о политике. Когда это закончат, можно будет начать думать об экономике.

- А если дети решат уехать?

— Значит, уедут. Это их жизнь, их решение. Набьют шишки, наберутся опыта. Сами решат.

- Но сами вы пока никуда?

— Нет. Нас пока и тут неплохо кормят.

Лента новостей
0