РИГА, 11 авг — Sputnik. "Скандинавская модель", к которой стремятся государства Балтийского региона, нуждается в реформировании, предупреждает обозреватель Neue Zürcher Zeitung Рудольф Герман. Полный текст статьи публикует портал ИноСМИ.
Несмотря на то, что статистика относит Балтийский регион к Северной Европе еще с 2002 года, в политической классификации ничего не изменилось — Эстония, Латвия и Литва, как и прежде, считаются восточноевропейскими. Желание стран Балтии, чтобы их воспринимали как государства Северной Европы, характеризует стремление республик окончательно уйти от советского прошлого.
Изменить менталитет
Если балтийские государства все-таки действительно хотят стать северными по сути, наряду с экономическими и политическими преобразованиями, они должны изменить и менталитет. Скандинавы отличаются большим, иногда, хотелось бы сказать, слепым доверием к функционированию общественных структур. То, что "наверху" все правильно делают, — основополагающее скандинавское чувство.
Создать фундаментально доверительные отношения между государством и гражданами, учитывая тяжелое наследие, — задача не из легких. В какой-то мере может помочь компьютеризация государственного управления. Таким образом, будет исключен вид коррупции, когда государственные служащие делают из своей печати личный мелкий бизнес.
Всеобщее благосостояние — за чей счет?
Если страны Балтии хотят быть "северными", то, конечно, можно задать себе вопрос, нужно ли им вообще это делать, проанализировав перспективы "скандинавской модели". Стрессовые ситуации, как, например, европейский кризис с беженцами, раскрыли сложные внутренние разногласия, которые выходят за рамки одной проблемы иммиграции. Преодолеть их удастся только в том случае, если система радикально реформируется.
Таким образом, ключ к "скандинавской модели общества" заключается в принципе выравнивания доходов и солидарности: внутри — посредством всесторонней, управляемой государством социальной политики, извне — в форме открытой миграционной политики. Однако Север с годами забыл, что следующим шагом открытой миграционной политики после приема беженцев должно стать их приобщение к обществу распределения благ.
Двухклассовое общество
Об этом свидетельствует неудовлетворительная статистика по интеграции мигрантов в рынок труда даже после нескольких лет их пребывания в новой стране. Хотя часть вины можно возложить и на мигрантов, которые, поддавшись рассказам о щедрых социальных льготах, последовали на север Европы и для которых именно поэтому до сих пор не возникает стимула выйти на рынок труда.
Однако он для них и не так легко доступен. По скандинавской традиции во имя социальной защищенности он характеризуется высокими базовыми окладами и всесторонней защитой работников. Сильные профсоюзы следят за тем, чтобы так и оставалось. То, что Швеция в течение десятилетий давала преимущество гуманитарной иммиграции перед целенаправленной трудовой миграцией, связано с усилиями по защите местных рабочих, и такой принцип сохраняется до сих пор.
Несмотря на всю политическую риторику об уравнивании и солидарности, в скандинавской системе за последние годы сформировалось двухклассовое общество. В Швеции это находит отражение в количестве безработных, хотя общий показатель ниже среднего по ЕС в 8%. Но если из рожденных в стране в поисках работы находятся только 4 из 100 человек, то среди мигрантов это уже 22%.
Здоровый скепсис
Это вредит сплоченности общества не только потому, что таким образом нарушается баланс основного принципа всеобщего перераспределения благ. Для многих представителей второго поколения иммигрантов Швеция давно уже больше не та страна, с которой они связывают надежду на лучшую жизнь, как это делали еще их родители, бежавшие от войны и бедности. Напротив, здесь они сталкиваются с изоляцией и отсутствием перспектив.
Вопреки собственным заявлениям скандинавское социальное государство за последние два десятилетия не смогло ни предотвратить, ни снизить сегрегацию. Его модель смогла функционировать в относительно закрытом обществе, какой она и сложилась еще до рубежа двух тысячелетий. Но миграция, мобильность и растущая потребность в более гибких формах труда предъявляют сегодня новые требования.
Скандинавия с государственно-философской точки зрения, вероятно, может предложить странам Балтии модель взаимоотношений граждан и власти или идеи общественного чувства солидарности. На практическом же уровне, однако, уместен здоровый скептицизм, потому что "скандинавская модель" сама нуждается в реформировании.