Крути педали: рижане против агрессивных велосипедистов

© Sputnik / Владимир Сергеев / Перейти в фотобанкДевушка катается на велосипеде на закате
Девушка катается на велосипеде на закате - Sputnik Латвия
Подписаться на
Yandex newsTelegram
Рига превращается в велосипедную столицу медленнее, чем хотелось бы. Велосипедные дорожки в плохом состоянии, хранить велосипеды негде, да и ведут себя рижские велосипедисты не слишком вежливо.

РИГА, 16 июн — Sputnik, Елена Кириллова. Опрошенные Sputnik жители Риги считают, что полной велосипедизации города мешают вовсе не отсутствие велодорожек и латвийская погода, а нехватка места для хранения велосипедов и плохие манеры велосипедистов.

Велосипед или машина: понты дороже

Уже с нового года в Латвии действует запрет для велосипедистов на езду по тротуарам. Несмотря на это они продолжают беспрепятственно давить людей на тротуарах — закон о запрете, как оказалось, носит условный характер и исключения, в нем прописанные, не позволяют приструнить велосипедистов. В результате во время велосипедного сезона в больницы попадают порой по трое пострадавших пешеходов в день, говорит статистика.

Запрещено ездить по тротуарам только в том случае, если рядом есть незанятая велодорожка, или если дорога в хорошем состоянии и безопасна, разъясняют нюансы нового закона специалисты. А в Риге очень мало мест, где дорога в хорошем состоянии. Особенно раздолбаны именно края проезжей части дороги, по которым двигается общественный транспорт, а теперь еще и велосипедисты.

Впрочем, сейчас в столице дороги активно ремонтируются. Об этом регулярно рапортует мэр Риги Нил Ушаков, сопровождая свои посты в соцсетях красноречивыми фотографиями.

В общем, в том, что в Риге будут благоустроенные дороги — сомнений нет. Вопрос только в том, когда это случится и что повлечет за собой окончательное решение велосипедного вопроса для всех остальных участников движения.

— Велополосы и велодорожки необходимы для любителей, которые садятся на велосипед время от времени. На специальной велополосе они могут почувствовать себя более безопасно. А велосипедистам со стажем абсолютно все-равно где ехать — по трассе или по велополосе, — говорит опытный велокурьер Юрис. По его словам, в Латвии пока не хватает культуры вождения и поведения на дорогах. В скандинавских странах и в странах западной Европы эта культура выстраивалась годами. Причем, порой карательными мерами. В Германии, к примеру, пешехода могут оштрафовать за нахождение на велосипедной полосе на 150 евро. Латвия к этому, по мнению Юриса, вероятно, тоже скоро придет.

— Растущие цены на парковку в центре Риги подстегивают развитие велодвижения и это хорошо, но у нас еще пока совершенно другая ментальность. На западе дорогой автомобиль не является таким статусным показателем, как у нас. Приезжая на работу на велосипеде, ты еще можешь столкнуться с тем, что тебя оценят как нищеброда, — считает Юрис.

Рогатый, стой!

Сами велосипедисты, кстати, тоже не в восторге от того, что им приходится ездить по тротуарам. Но это безопаснее, чем выезжать на проезжую часть — при столкновении с пешеходом можно отделаться легкими травмами, а при столкновении с машиной есть риск и вовсе не выжить.

Исследование Департамента транспорта показало, что площади пешеходных тротуаров в Риге не хватает ни для пешеходов, ни для велосипедистов. Рекламные тумбы, осветительные столбы, лестницы и прочие помехи оставляют на тротуаре порой меньше метра, а велосипедисту необходимо, как минимум, полтора.

Велодорожка - Sputnik Латвия
На двух колесах: куда поехать на велосипеде в Риге и как не остаться без велосипеда

— Это прекрасно, что люди стали пересаживаться на велосипеды, но иногда двухколесные водители просто звереют! Попробуйте в солнечный день прогуляться про променаду в Кенгарагсе и почувствуете себя как будто бы попали на стадион. Бабульки и мамочки с колясками просто подскакивают от страха, когда мимо проносятся группы по десять человек на шоссейных велосипедах. А прошлым летом один такой гонщик тут разбил велосипед и голову, врезавшись на полной скорости в осветительный столб! Его спасло только то, что сам он был в шлеме, а велосипед сложился буквально напополам. Но в Рижской думе нам ответили, что ограничения скорости на променаде вводить пока не планируется. Видимо, нам надо дождаться серьезных травм или жертв, — сетует Лариса, живущая близ Кенгарагского променада, разделенного на две полосы — для велосипедистов и для пешеходов. По словам Ларисы, в хорошую погоду это красивейшее место отдыха превращается в небезопасное столпотворение из пешеходов, бегунов, велосипедистов и любителей покататься на роликах.

С ней соглашается и Кристина, которая живет в этом же районе: "Мне сложно представить велосипедистов, гоняющих на огромной скорости  на набережной в швейцарском Монтре. Хотя велосипедистов там огромные количество, но они почему-то не такие агрессивные, как в Риге. Меня никто там не пихал локтем в спину только потому что я оказалась на разделительной полосе, как это, например, случилось со мной на улице Валдемара в Риге".

Нет надежных парковок и безопасных подвалов

Но даже очень культурным велосипедистам надо где-то хранить велосипед, а с этим в Риге проблемы.

— В моей семье четыре человека, а квартира у нас — обычная трехкомнатная "литовка". Если бы не добрый сосед с пустующей квартирой, то от велосипедов нам пришлось бы отказаться, — говорит жительница Иманты Наталья.

У Яниса ситуация чуть иная — он с супругой живет в просторной квартире, где хранение велосипеда не проблема, но подвал-стоянка в Старой Риге, где находится его рабочий офис занят теперь магазином и велосипед ему приходится тащить на пятый этаж. Оставлять своего железного друга на улице Янис не рискует — один велосипед у него уже стащили.

Впрочем, не все рижане столь щепетильны в этом вопросе, хотя воровство велосипедов остается одной из самых актуальных проблем для столицы:

В Риге состоялся велопробег, приуроченный к началу европейского  велофестиваля (Cycling Festival Europe) - Sputnik Латвия
Крутим педали: дипломаты открыли в Риге велосезон

— Оставляю велосипед прямо на лестничной клетке, прикованным к батарее, так как в квартире места нет, — рассказывает пенсионер Айвар, — Специально купил недорогой и не новый, чтоб не жалко было, если украдут. Вот в соседнем доме сделали реновацию и поставили в подвалах серьезные замки — жители теперь там спокойно хранят велосипеды. А у нас пока старые двери и поэтому выносят все, что плохо лежит. Воруют не только из подвалов, но и с балконов. У соседки с третьего этажа украли стоящий на балконе велосипед!

По данным полиции, чаще всего кражи велосипедов происходят именно в центре Риги. В основном их похищают не на улице, а из помещений — лестничных клеток, гаражей, сараев и балконов.

В 2015 году было зарегистрировано 800 краж велосипедов. Поэтому Госполиция регулярно напоминает, что самый надежный способ уберечь велосипед от кражи — не оставлять его без присмотра, поскольку любые замки и даже сигнализации не являются препятствием для воров. Велосипед также желательно зарегистрировать в Дирекции безопасности дорожного движения. Видимо, эти предупреждения все же стали работать, так как по сравнению с прошлыми годами статистика полиции фиксирует тенденцию к снижению числа велокраж.

Вся власть — велосипедистам

В Латвии более половины жителей (52,1%) используют велосипед, а регулярно на нем передвигаются 9,9% жителей, показало недавнее исследование Дирекции безопасности дорожного движения и агентства Latvijas Fakti. Из них 48% велосипедистов предпочитают ездить именно по тротуару, называя главными причинами — удобство, быстроту и безопасность.

На велосипед уже пересели многие известные люди и политики Латвии. Самый известный популяризатор велодвижения в Риге — мэр города Нил Ушаков. Недавно он похвастался в соцсетях своим новым велосипедом Electra Townie, уверяя, что продал свой шикарный внедорожник SRT.

Вероятно, некоторые найдут в словах мэра подтверждение слухам о том, что Рига объявила негласную войну в отношении автоводителей, заставляя рижан пересаживаться на общественный транспорт и пользоваться альтернативными средствами передвижения.

Что ж, наверное, проблем с хранением велосипеда у мэра Риги не возникает, как впрочем и необходимости ехать до работы больше, чем 5 километров. В свою очередь жителям отдаленных микрорайонов города, вероятно, остается лишь запастись терпением и ждать, когда ремонт дорожного покрытия коснется не только центра Риги. Ну или положиться на случай — вдруг Нил Ушаков зарулит на велосипеде в их район и, ужаснувшись выбоинам и колдобинам, решит тут же принять меры.

Лента новостей
0