РИГА, 1 авг – Sputnik, Павел Кириллов. Расследование "дела олигархов" вряд ли придет к каким-то серьезным выводам, зато покажет, какая из "латвийских мафий" победит в предвыборной схватке.
На первое заседание парламентской комиссии по расследованию "дела олигархов", которое состоится 8 августа, планируется пригласить "почетных гостей" — председателя партии "Латвии и Вентспилсу" Айварса Лембергса, экс-политика Айнарса Шлесерса и министра земледелия Яниса Дуклавса, сообщила председатель комиссии Ингуна Судраба.
Напомним, что оппозиция по отношению к кандидатуре Судрабы сформировалась как раз на основании домыслов — якобы в разговорах олигархов, подлинность которых до сих пор не установлена, Судраба упоминается как политик, удобный для Москвы.
Воспользовавшись этим "фактом", Национальное объединение написало письмо на имя президента с набором дежурных фраз об угрозе нацбезопасности. И вот уже, встречаясь со спикером Сейма от того же объединения, Вейонис отчитывается о том, что направил руководителям парламентских фракций письмо с просьбой рассмотреть, соответствует ли Судраба занимаемой должности.
Более того, он и сам, как и Судраба, упоминался в переговорах в номере рижской гостиницы. Вполне может быть, что ему просто намекнули — или ты употребляешь свой авторитет, чтобы убрать Судрабу с поста руководителя комиссии, или твое имя в контексте переговоров олигархов будет всячески педалироваться.
В принципе, в политических кругах ни для кого не секрет, что скандал с прослушкой олигархов — это целенаправленная атака на позиции СЗК, которого сейчас уже слишком много на всех ключевых постах государства. А с уходом с политической арены "Единства" равновесие нарушается еще больше. Более того, "латышские" партии опасаются, что именно СЗК может стать тем троянским конем латвийской политики, с помощью которого во власть въедет "промосковская" партия "Согласие". К слову, как утверждают политические оппоненты СЗК, избрание Ингуны Судрабы как раз и стало возможным благодаря сговору СЗК и "Согласия".
Что касается самого расследования, то с большим трудом верится, что оно могло бы прийти к каким-либо серьезным выводам и последствиям. "Со стола олигархов" в разные времена кормились слишком многие, в том числе политики тех партий, которые на словах сейчас ратуют за скрупулезное расследование "дела олигархов". Кроме того, слишком много вопросов возникает и к подлинности материалов прослушки, и к тому, каким образом они стали достоянием общественности.
Во всей этой истории имеется и еще один глубоко символический пласт. Говоря вульгарным языком, схлестнулись две "главные латвийские мафии" – "мафия олигархов" и "мафия силовых структур". К тому же последнюю традиционно курировали политические силы, склонные прислушиваться к рекомендациям "одного иностранного посольства".
И какими бы ни были результаты этой схватки, населению Латвии от них ни жарко, ни холодно. Хотя, если говорить откровенно, так называемые олигархи все-таки выглядят поадекватнее, потому что чаще вынуждены руководствоваться своими бизнес-интересами и здравым смыслом, чем голыми идеологическими установками и давлением извне.