РИГА, 16 июл — Sputnik, Алексей Стефанов. МАКС-2017 может стать уникальным по количеству подписанных контрактов на модернизацию советской и российской техники, авиаторы готовят для посетителей множество сюрпризов.
Смена мирового тренда
"МАКС-2017 рассматривается как бизнес-версия. Для нас очень важно, что в этом году аккредитовано большое количество авиационных компаний из 47 государств. По системе бизнес-встреч MatchMaking уже назначено более полутора тысяч переговоров. Мы ждем высокой деловой активности", — сказал заместитель министра промышленности и торговли РФ Олег Бочаров.
По его словам, основной новинкой МАКС становится российский проект ближне- и среднемагистрального пассажирского самолета МС 21, который придет на смену советским лайнерам Ту, Як и Ан.
"Мы начинаем продавать его в хорошем смысле этого слова еще до того, как получим результаты испытательных полетов", — отметил Бочаров.
Уклон авиасалона делается на агрегатные составляющие, пояснил замминистра.
"Мы показываем новинки и в двигателях, и в бортовом оборудовании. Для нас важны и программы Арктики, которые мы активно отрабатывали последние полтора года, и санитарная авиация, которая запущена для всех регионов России. Тридцать три вертолета точно будут поставлены в 2017 году и начнут работать, защищая жизнь и здоровье людей в чрезвычайных ситуациях", — рассказал Бочаров.
Очень важным моментом в программе авиасалона Олег Бочаров считает демонстрационный полет Бе-200 — самолета-амфибии, который часто называют летающей лодкой.
"Мы видим жесткие контракты, мы видим производство, которое фактически с нуля восстановили в Таганроге и уже вышли на четыре машины в этом году. Фактически можно сказать о перезапуске одного из ведущих авиационных производств на юге России", — заметил он.
На вопрос о том, с какими странами Министерство промышленности и торговли РФ ожидает подписания большего числа контрактов, Олег Бочаров ответил так: "Старый друг лучше новых двух". По его словам, несколько тысяч единиц авиационной техники – советской, российской эксплуатируется по всему миру до сих пор. И мировой тренд на сегодня – не покупка новой авиатехники, а ремонт находящейся в эксплуатации.
"Мы видим, что глобальный рынок сервиса в три раза превышает рынок продажи самолетов. Это ключевой и интереснейший тренд в нашей стратегии. И по авиационной, и по вертолетной технике мы будем смотреть на страны нашего авиационного присутствия. Если говорить о гражданской тематике, это реконструкция существующей техники, то есть ремонт. Только за весь срок производства Ми-8 было поставлено 18 тысяч единиц вертолетов. Для тех стран, в которых мы присутствуем традиционно – это страны Латинской Америки, Азии, есть уникальная возможность, отремонтировав их, переоснастив, модернизировав, ввести в строй. Это наша главная задача", — пояснил Бочаров.
И добавил, что если сложить текущие контракты и предоставить возможность производителям комплектующих запчастей заключать свои собственные контракты по системе MatchMaking – каждый с каждым, то по контрактам это будет очень серьезный перевес по сравнению с авиасалоном МАКС-2015.
"Мы с вами привыкли мерить традиционными большими контрактами. Они тоже будут, но очень интересно посмотреть, сколько наберут малые и средние предприятия. И на внешнеэкономических переговорах, и на внутреннем рынке", — заключил замминистра.
Под крылом самолета
Чтобы получше рассмотреть мастерство пилотов, журналисты собрались на специальной многоярусной платформе, откуда открывался замечательный вид на аэродром. И началось – вначале тишину своими лопастями разорвали гражданские и военные вертолеты Ми-26, Ми-28 ("Разрушитель"), Ми-17, Ми-171, Ка-52 ("Аллигатор"). Выполнив сложные маневры, летчики из "Вертолетов России"уступили место пилотам гражданской и военной авиации.
И тут уже асы из асов начали оттачивать в небе свое мастерство, демонстрируя маневренность и уникальные возможности современных машин. В небо один за другим стали взмывать истребители Су-34, Су-35 и Т-50. Затем лайнер Ил-114. Его сменил самолет-амфибия Бе-200, за ним взлетел ближнемагистральный пассажирский самолет Sukhoi Superjet 100. Через мгновение в небо взмыл истребитель МиГ-35, учебно-тренировочный Як-152 и учебно-боевой самолет нового поколения Як-130.
Сказать, что во время этих выступлений захватывало дух, ничего не сказать. Но, чтобы понять размах и масштаб мероприятия, его нужно увидеть — никакие видеоролики и фильмы не способны передать ощущения, которые получаешь, глядя, как прямо над тобой, едва ли не на бреющем полете пролетают громадные машины, а под тобой от рокота двигателей в буквальном смысле трясется платформа.
Среди прочих экспонатов Центральный аэрогидродинамический институт имени Жуковского представит прототип пассажирского высокоскоростного авиалайнера будущего, работающего на водородном топливе. Предполагается, что он будет осуществлять перелеты с континента на континент в несколько раз быстрее, чем современные пассажирские самолеты, поскольку сможет развивать скорость до 8 тысяч километров в час.
Будут на авиасалоне и гости из прошлого. Как раз при нас была закончена сборка легендарного советского самолета времени Второй мировой войны Ил-2, доставленного в Жуковский по земле на двух платформах. Именно этот штурмовик 23 ноября 1943 года в небе над Мурманской областью сбил два немецких самолета, но получил повреждения и сел на лед озера. Экипаж уцелел, но самолет затонул. Шесть лет назад штурмовик достали со дна поисковики фонда "Крылатая память Победы", полностью восстановили его и поставили на крыло. Полет Ил-2 тоже будет продемонстрирован на авиасалоне.