РИГА, 3 июл – Sputnik. Спустя 309 лет началась новая битва за галеон "Сан-Хосе", пишет Sputnik Mundo.
После того как власти Колумбии объявили о начале работ по поднятию судна с морского дна, этот корабль с трюмом, набитым золотом, превратился в объект международного спора.
"Богатства, осевшие на коралловом дне океана, и труп капитана, плавающий у капитанского мостика, были взяты историками за символ и эмблему этого города, тонувшего в воспоминаниях", — так описана Картахена, у берегов которой затонул галеон, в романе "Любовь во время чумы" Габриэля Гарсии Маркеса. Главный герой этого произведения, не умеющий плавать Флорентино Ариса, отваживается отыскать сокровища "Сан-Хосе" для своей возлюбленной Фермины Дасы.
Спустя почти 310 лет после битвы у Картахены началась новая баталия. В 2015 году сотрудники Колумбийского института антропологии и истории при поддержке военно-морских сил этой латиноамериканской страны нашли останки галеона, а в 2016 году президент Колумбии Хуан Мануэль Сантос объявил, что "Сан-Хосе" поднимут с морского дна. 12 июня этого года с этой целью было образовано государственно-частное партнерство.
Существует ряд оснований считать эти сокровища принадлежащими Колумбии, рассказал Sputnik Mundo эксперт по морскому праву, директор Морского аналитического центра Колумбийского национального университета Антонио Хосе Ренхифо. Вот уже почти два десятилетия он борется в иностранных судах за права Боготы на этот галеон.
Место крушения "Сан-Хосе" было найдено в 1994 году компанией Sea Search Armada. После того как колумбийские власти предоставили ей статус "заявителя", фирма пошла дальше и потребовала от местной юстиции установить точный размер ее доли. В 2007 году, после трехлетнего спора Верховный суд Колумбии постановил, что перевозимый галеоном груз расценивается как национальное и археологическое достояние нации, а компании Sea Search Armada принадлежит ровно половина.
Ренхифо оспорил это решение, доказывая, что при обосновании своей заявки фирма предоставила подложные документы.
"Мы утверждаем, что имеющиеся у них свидетельства о праве подложные, так как были выданы в обход административного протокола. Если Госсовет провозгласит, что да, эти документы являются фальшивыми, суд будет вынужден изменить свое решение, так как при вынесении своего решения использовал эти документы, считая их юридически действительными", — заявил юрист.
К этому спору может присоединиться Испания, которая всегда расценивала галеоны как военные корабли, и, соответственно, свою собственность, хотя они и вывозили золото и изумруды из колоний.
В ходе своего визита в Колумбию в 2016 году, министр юстиции Испании Рафаэль Катала Поло заявил, что "это испанский корабль, потому что согласно международному праву судно принадлежит тому государству, под чьим флагом оно шло в день кораблекрушения. На борту этого галеона погибли сотни испанцев".
Ренхифо советует не списывать Мадрид со счета.
"Испания выиграла в американском суде дело в отношении другого затонувшего галеона. Это очень серьезный прецедент", — предупредил он.
"Нам не стоит недооценивать Испанию, военную державу, которая неоднократно выигрывала суды по галеонам, Испанию, с ее великой дипломатией, которая работает очень эффективно", — объяснил Ренхифо.
Новая битва за галеон между бывшей империей, ее экс-колонией и охотниками за сокровищами обещает быть очень увлекательной.