РИГА, 29 июн — Sputnik. Доклад "Тезисы по внешней политике и позиционированию России в мире" на 2017-2024 годы вышел в четверг. Основные его положения стали результатом совместного проекта Центра стратегических разработок (ЦСР) и Российского совета по международным делам (РСМД).
Главными выводами стали тезисы о том, что "современный мир стоит на развилке", а "Россия сегодня — одна из наиболее мощных мировых держав".
Отмечается, что "страна сумела преодолеть угрозу дезинтеграции и наиболее тяжелые политические последствия распада Советского Союза". Россия ведет активную внешнюю политику, отстаивая свои интересы за рубежом.
При этом "отставание в развитии экономики и институтов управления представляет собой значительно большую угрозу для суверенитета и целостности страны в сравнении с реалистичными военными угрозами, от которых Россия уже надежно защищена".
На основе анализа авторы выделили пять задач во внешнеполитическом курсе России: качественные изменения политики на постсоветском пространстве через создание привлекательных институтов экономической интеграции и коллективной безопасности; использование и активное развитие незападных направлений экономического и политического сотрудничества; последовательное достижение компромиссов в решении ключевых политических проблем в отношениях с Западом — недопущение гонки вооружений и переформатирование системы евроатлантической безопасности; укрепление институтов глобального управления при сохранении основополагающей роли ООН; тесная увязка внешней политики с задачами внутреннего развития.
"Во внешней политике необходимо избежать двух крайних альтернатив. Первая — самоизоляция страны, милитаризация хозяйства и общества, жесткая централизация на фоне вовлечения во все новые конфликтные ситуации. Вторая — хаотичное отступление, односторонние уступки и сдача позиций под влиянием обострения внутренних проблем. Обе альтернативы чреваты катастрофой для страны", — советуют авторы исследования.
Вес Евросоюза может вырасти
В докладе отмечается, что активную роль в мировой экономике играет Европейский союз.
"Его политический вес в будущем может вырасти, несмотря на сложности евроинтеграции. ЕС будет оставаться в числе центров мировых инноваций", — говорится в тексте отчета.
Россия сохраняет за собой серьезный военно-политический потенциал, говорится в докладе. "Хотя ее экономика несопоставима ни с одним из перечисленных центров силы, она способна играть балансирующую роль во всех ключевых регионах — Европе, Арктике, АТР, в Центральной Азии и на Ближнем Востоке", — отмечается в тексте исследования.
"ЕС, несмотря на внутренние проблемы, является наиболее успешным примером глубокой экономической и политической интеграции", — говорится в докладе.
Отдельным тезисом отмечено изменение динамики культурно-цивилизационной современного общества, масштабные миграции приводят к взаимопроникновению культур.
Вместе с тем обостряются межрелигиозные противоречия. Международные террористические организации активно продвигают радикальные религиозные доктрины, которые выходят далеко за пределы Большого Ближнего Востока. Радикальный исламизм проникает в страны Центральной Азии и на российский Северный Кавказ, превращаясь в ключевой и долгосрочный вызов безопасности для России, говорится в докладе ЦСР.
"Успеху радикальных исламистов способствует кризис модели светского государства в ряде стран. Этот кризис дает радикалам благоприятную почву для продвижения своих идей, своего представления о справедливом общественном устройстве. Одновременно уязвимость показала модель мультикультурализма в Европе. Страны ЕС превратились в ключевую мишень для террористов, а исламское население европейских стран и постсоветского пространства — в значимый источник пополнения рядов радикалов", — подчеркивается в проекте.
Российское присутствие на энергетических рынках ЕС в ближайшие два десятилетия будет сокращаться, считают авторы отчета. Это связано с политизацией энергетического сотрудничества, поиском ЕС альтернативных поставщиков, инновациями в энергетической сфере.
Вред конфронтации с Западом
Одной из важнейших характеристик современной внешней политики России в исследовании указываются острые противоречия с коллективным Западом.
"России удалось преодолеть попытку дипломатической изоляции, адаптироваться к санкционному режиму, укрепить отношения с КНР и другими стратегическими партнерами, сыграть активную роль в сирийском вопросе. Вместе с тем конфронтация с Западом в долгосрочной перспективе вредит России", — говорится в докладе.
Ближнее зарубежье в приоритете
Объем возможностей и угроз для России в ближнем зарубежье определяет приоритетность этого направления внешней политики РФ, указывают авторы доклада.
"Россия и страны ближнего зарубежья обладают культурной общностью и общим языковым пространством, инфраструктурными связями, широкими возможностями для экономической интеграции. Перед Россией и постсоветскими государствами стоят сходные задачи модернизации и развития", — подчеркивается в отчете ЦСР.
Тем не менее в отношениях с некоторыми республиками эти возможности в значительной степени утрачены, считают авторы доклада. "В ряде случаев Россия позиционируется в образе противника, в том числе с целью национальной консолидации и легитимности существующих политических режимов", — подчеркивают исследователи.
Украинский вопрос на долгосрочную перспективу
Украинский вопрос остается в числе приоритетов России на долгосрочную перспективу, говорится в отчете.
"Украинский кризис был вызван кумулятивным набором внутренних факторов — коррумпированностью государства, обнищанием общества, попытками ограничить права и свободы граждан. На украинскую революцию повлияли и внешние силы, хотя в сравнении с внутриполитическими факторами их роль переоценивать не следует", — отмечается в исследовании ЦСР и РСМД.
Авторы подчеркивают, что одномоментная сделка по Украине невозможна.
"Минские соглашения вряд ли будут выполнены в полном объеме и рано или поздно могут потребовать пересмотра. Дипломатам следует сосредоточиться на выполнении тех положений Минских соглашений, которые способствовали бы мирному процессу и были бы приемлемы для всех участников. Проведение признанных всеми выборов в конфликтном регионе — достижимый результат", — советуют авторы доклада.
Особо подчеркивается, что "украинский вопрос не может быть решен без существенной перестройки системы безопасности в Европе, эффективных инклюзивных институтов и ликвидации разделительных линий".
В рамках проекта было проведено 30 интервью с членами РСМД — известными дипломатами, крупными учеными-международниками, руководителями СМИ, представителями бизнеса.