В ведомстве к 2019 году решили создать систему эффективного управления пейзажами. Ведь хороши наши пейзажи, что и говорить. Иной раз дух захватывает. Поэтому их надо всячески беречь, систематизировать, описать, создать атлас пейзажей, критерии оценки их качества, просветить общество и подготовить соответствующих исследователей и специалистов, которые не только определят на глазок, ценен пейзаж или нет, но и смогут о нем позаботиться и облагородить, законсервировать для будущих поколений.
В министерстве резонно считают, что сейчас социальная, экономическая, экологическая и культурно–историческая ценность латвийского пейзажа находится под угрозой. Зададимся вопросом: что больше всего угрожает ландшафту? Правильно, человек и следы его деятельности. И тут у нас есть положительные подвижки.
Если тенденция уменьшения народонаселения продолжится, то к 2019 году латвийцев убавится еще на несколько десятков тысяч. Мы недавно уже писали, что жители латвийских волостей, в которых невыгодно запускать автобус из-за малой загрузки, смогут вызывать себе такси – по цене автобусного билета! Такие вот зигзаги демографии.
Ответ, увы, очевиден.
И еще. Несколько лет назад в Латвии заговорили о так называемом кладбищенском туризме. Ведь даже знаменитые египетские пирамиды, по сути — могилки фараонов, к которым турист тянется со всего мира. Учитывая демографические тенденции, типичный пейзаж недалекого будущего в Латвии — идиллический — зеленые лужайки с вкраплением белых крестов. Хоть сейчас на открытку!
Однако, похоже, что у просвещенной Европы насчет латвийского пейзажа другие, далеко шагающие планы, обнародованные как раз на этой неделе.
Вчера наша страна прогремела во всех немецких СМИ. Поводом для пиара послужила инициатива влиятельного германского политика, главы фракции "зеленых" в Европарламенте Ска Келлер, пишет газета "Сегодня". В интервью немецкому изданию Neuen Osnabrucker Zeitung она заявила, что было бы неплохо создать, например, в Латвии целую деревню для сирийских беженцев.
"Вот моя деревня, вот мой дом родной. Вот качусь я в санках по горе крутой", — было написано русским поэтом Иваном Суриковым еще в 19-м веке. А что, прекрасный зимний пейзаж. Что-то и из Брейгеля-старшего.
Но буквально вчера Sputnik писал, что беженцы не хотят бежать в Латвию. Не только из-за бедности, плохого климата и госязыка, но и потому что тут еще нет их этнической общины, мам, братьев, дядей, бабушек и троюродных сестер.
"Если, например, беженцы не хотят переселяться в страну, где нет больше аналогичных иммигрантов, то создание деревни для компактного проживания беженцев было бы разумным выходом из ситуации. Тогда бы беженцы охотнее переселялись в данную страну, интеграция этих людей была бы проще", — развила свою идею фрау Келлер. Симптоматично, что эта инициатива была оглашена во вторник, в Международный день беженцев.
По мнению лидера "зеленых" в Европарламенте, создание подобных поселений должно обсуждаться в Брюсселе вопреки сопротивлению этих стран. А кто не хочет проявить гостеприимство — штрафовать!
Похоже, что в данном случае прелестные буколические картины Латвии могут оказать ей плохую услугу. Лозунг "мало народу — много кислороду" может быть принят Брюсселем как руководство к действию. А зная готовность наших властей бежать впереди паровоза, исполняя все прихоти центра, есть основания беспокоиться о сохранности типичного латвийского пейзажа в его первозданном виде.