РИГА, 25 июн — Sputnik. Могут ли страны Балтии обрести энергетическую независимость, будет ли Латвия покупать электроэнергию с БелАЭС и целесообразно ли строительство Rail Baltica, рассказал главный редактор аналитического онлайн-журнала "Геоэнергетика.ру" Борис Марцинкевич.
— Судя по амбициозным заявлениям европейских лидеров, достижение энергонезависимости — политически оправданная задача, которая решается в том числе технически. А как с финансовой точки зрения? Да и с технической тоже?
Говорить об энергонезависимости от России — неверно. В Советском Союзе была самая большая объединенная энергетическая система на Земле. После развала СССР была подписана ассоциация об энергетическом взаимодействии. Страны Балтии сказали, что они самостоятельные, и вошли в состав энергетического кольца БРЭЛЛ (Белоруссия, Россия, Эстония, Латвия, Литва), где и пребывают. Чтобы стать окончательно независимыми, странам надо было построить дополнительные энергетические мощности. Такие "богатейшие страны", как балтийские, не построят это никогда.
— Ну а как же высказывание о том, что к 2025 году все разрешится?
— Говорят, что дополнительная линия энергопередачи между Польшей и Литвой может быть построена за 190 миллионов евро…
— Но есть точка перехода, где все равно нужна такая вставочка. Аварии в любом случае будут, если нет вставки постоянного тока. Стоит она 350 миллионов евро. С учетом перетоков Эстония-Финляндия, Литва-Швеция, Литва-Польша, надо восемь комплектов. Итого — два миллиарда 800 миллионов евро.
— Но будет ли самостоятельная энергосистема?
— Самостоятельности не будет. Электроэнергия все равно будет получаться из Польши, Финляндии, Швеции. Для того, чтобы была независимость, нужны свои собственные электрогенерирующие мощности. На территории построить их негде — гор нет, реки равнинные. Можно, конечно, чисто искусственно построить, и сразу вопрос: когда окупится?
— Возможна ли либерализация газового рынка?
— Латвия будет покупать электроэнергию с БелАЭС?
— Если предложат по приличной цене — почему бы и нет? Потому, что вставку постоянного тока, который обеспечит безаварийную работу, им никто не поставит. Если у Латвии будет желание и будут потребители, она, может, и приблизится к энергетической независимости.
— А что со строительством Rail Baltica?
— Отказ от "Северного потока — 2" — аргументы, которые приводят министры, — доводы логические или мы их просто не понимаем?
Не строя "поток", Россия ставит под удар снабжение Европы. Потому что газотранспортная система и оборудование Украины изношены на 80%, а чтобы она функционировала, надо было вложить (по состоянию на 2012 год) 10 миллиардов долларов США. А в результате событий последних лет стало не до того.