Марцинкевич: ЕС не нужна энергонезависимая Прибалтика

© Sputnik / Сергей Мальгавко / Перейти в фотобанкЛинии электропередач
Линии электропередач - Sputnik Латвия
Подписаться на
Для того, чтобы стать энергонезависимыми, странам Балтии нужны дополнительные энергетические мощности, на которые у них вряд ли найдутся средства, считает главный редактор аналитического онлайн-журнала "Геоэнергетика.ру" Борис Марцинкевич

РИГА, 25 июн — Sputnik. Могут ли страны Балтии обрести энергетическую независимость, будет ли Латвия покупать электроэнергию с БелАЭС и целесообразно ли строительство Rail Baltica, рассказал главный редактор аналитического онлайн-журнала "Геоэнергетика.ру" Борис Марцинкевич.

— Судя по амбициозным заявлениям европейских лидеров, достижение энергонезависимости — политически оправданная задача, которая решается в том числе технически. А как с финансовой точки зрения? Да и с технической тоже?

Линии электропередач - Sputnik Латвия
Странам Балтии нужна новая электростанция для синхронизации с Европой
— Энергонезависимости от кого? От России? Когда будет решен вопрос энергонезависимости Европы, тогда и Прибалтики. Пока это не решается никак. Что такое финансы? Пока мы платим деньги, это товар — но специфический, продажа и потребление которого определяется законами физики.

Говорить об энергонезависимости от России — неверно. В Советском Союзе была самая большая объединенная энергетическая система на Земле. После развала СССР была подписана ассоциация об энергетическом взаимодействии. Страны Балтии сказали, что они самостоятельные, и вошли в состав энергетического кольца БРЭЛЛ (Белоруссия, Россия, Эстония, Латвия, Литва), где и пребывают. Чтобы стать окончательно независимыми, странам надо было построить дополнительные энергетические мощности. Такие "богатейшие страны", как балтийские, не построят это никогда.

— Ну а как же высказывание о том, что к 2025 году все разрешится?

Электрическая подстанция - Sputnik Латвия
У кольца нет конца: Балтия пока не выходит из энергокольца с Россией
— Было принято политическое решение ЕС об отключении стран Балтии от БРЭЛЛ к 2025 году. Для этого уже сейчас в Эстонию проложен кабель из Финляндии и будет прокладываться второй. Литва подсоединена к Швеции и Польше, то есть получается замечательное кольцо, которое как бы должно работать. Технически процедура всех подключений была закончена в декабре 2015 года. Прошел 2016 год — можно итоги подводить. Без аварий в течение года оно работало больше трех недель, все остальное время ремонтировалось. А когда все было в порядке, Польша по ночам отключалась, мотивируя тем, что дешевое литовское электричество, которое поступало из Швеции, им не нужно. Почему случались аварии? Из-за природных условий держать постоянную частоту электроволны сложно. Технически вопрос можно решить с помощью специальной вставки постоянного тока.

— Говорят, что дополнительная линия энергопередачи между Польшей и Литвой может быть построена за 190 миллионов евро…

— Но есть точка перехода, где все равно нужна такая вставочка. Аварии в любом случае будут, если нет вставки постоянного тока. Стоит она 350 миллионов евро. С учетом перетоков Эстония-Финляндия, Литва-Швеция, Литва-Польша, надо восемь комплектов. Итого — два миллиарда 800 миллионов евро.

— Но будет ли самостоятельная энергосистема?

— Самостоятельности не будет. Электроэнергия все равно будет получаться из Польши, Финляндии, Швеции. Для того, чтобы была независимость, нужны свои собственные электрогенерирующие мощности. На территории построить их негде — гор нет, реки равнинные. Можно, конечно, чисто искусственно построить, и сразу вопрос: когда окупится?

— Возможна ли либерализация газового рынка?

БелАЭС - Sputnik Латвия
В Литве приняли закон против БелАЭС
— Теоретически да. Если бы в балтийских странах появились новые могучие потребители газа, которые оправдали бы новую газотранспортную систему и инвестиции в нее. Литовцы провели эксперимент — сжиженный газ, который они получают из Норвегии, дороже российского в четыре раза. Латвия, видя соотношение цен с норвежским газом, решает, что российская труба нравится больше. Тем более что труба в свое время была модернизирована, там повышенный уровень безопасности. Проблема в логистике. Газ приходит со стороны моря, и его надо продвигать внутрь континента — а это трубы, компрессорные станции, то есть деньги.

— Латвия будет покупать электроэнергию с БелАЭС?

— Если предложат по приличной цене — почему бы и нет? Потому, что вставку постоянного тока, который обеспечит безаварийную работу, им никто не поставит. Если у Латвии будет желание и будут потребители, она, может, и приблизится к энергетической независимости.

— А что со строительством Rail Baltica?

Железнодорожная станция Рига-Пассажирская - Sputnik Латвия
Rail Baltica обойдется в 5,8 млрд евро
— Для снабжения "воюющего" государства она, конечно, необходима… На вопрос, что возить по железной дороге, вразумительного ответа никогда не было. Объем торговли вполне нормально обеспечивается автомобильными фурами. Населения маловато, товары не нужны. Можно рассказывать про геополитику, но на ум приходит только слово "коррупция". Это выкуп земли у частников… Надо точно знать маршрут и стать владельцем земли — где надо.

— Отказ от "Северного потока — 2" — аргументы, которые приводят министры, — доводы логические или мы их просто не понимаем?

Газопровод Nord Stream 2 - Sputnik Латвия
Латвия теряет миллионы евро, отказываясь от проекта Nord Stream 2
— Реально Латвия обеспечена газом от природы (газовое хранилище в Инчукалнсе). Им не нужен "Северный поток". Политические отношения между Эстонией и Латвией регулируются этим хранилищем. А отказ (Литва отказалась от участия в проекте — ред.) от участия в "Северном потоке — 2" — это отказ от денег. Политическое решение, мне непонятное. Понятно, что появление "Северного потока — 2" и появление "Турецкого потока" делают бесполезным газотранспортную систему Украины, может, это знак солидарности.

Не строя "поток", Россия ставит под удар снабжение Европы. Потому что газотранспортная система и оборудование Украины изношены на 80%, а чтобы она функционировала, надо было вложить (по состоянию на 2012 год) 10 миллиардов долларов США. А в результате событий последних лет стало не до того.

Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
В ЭФИРЕ
Заголовок открываемого материала