Согласно официальной статистике, два миллиона поляков живут и работают за границей, при этом, по прогнозам, экономический рост в стране в нынешнем году должен составить 3,5%. В нюансах польского парадокса разбиралась обозреватель французского издания Le Monde Мари Шарель. Полный перевод статьи приводит портал ИноСМИ.
"Украинская иммиграция в Польшу — не новое явление, но бои (ситуация в Донбассе — ред.) и последовавшая за ними рецессия усилили его", — объясняет специалист по иммиграции Марта Ярошевич из финансируемого государством Центра восточных исследований.
Многие постоянно ездят из одной страны в другую. В Польше украинцы "вчерную" подписывают краткосрочные договоры в сельском хозяйстве и тех отраслях промышленности, где не требуется высокая квалификация.
В апреле безработица в Польше оказалась самой низкой за последние четверть века и составила всего 4,8%, по официальным данным, страна находится в состоянии полной занятости. При этом нехватка рабочей силы, которая ощущается главным образом в промышленности, лишь подталкивает зарплаты вверх. По данным Eurostat, размер оплаты труда в Польше вырос на 2,7% за первый квартал против 1,5% по еврозоне. С 2010 года зарплаты выросли на 20%.
"По последним опросам, 30% предприятий среднего и малого бизнеса не удается найти сотрудников, особенно если речь идет о низкоквалифицированном труде, — отмечает директор кадрового агентства Work Service Мацей Витуцкий. — Без украинцев некоторым областям было бы трудно работать".
Томаш Яник, владелец производственного цеха неподалеку от Кракова, признается, что шесть из его 35 сотрудников — квалифицированные рабочие с Украины.
"Когда я был ребенком, тут были только маковые поля, — говорит он, указывая на станки своего предприятия Expert Alu, с помощью которых выпускается облицовка фасада. — Найти парней в окрестностях стало настоящим испытанием, и мы начали смотреть по ту сторону границы".
Ему вторит Рафаль Карольчук, глава компании по сборке полуприцепов: "На украинцев приходится почти 10% наших сотрудников". "Мы ведем жесткую борьбу с конкурентами не только за продажи, но и за сотрудников, — рассказывает он. — В некотором роде украинцы заменяют поляков, которые уехали в Лондон или Берлин".
В этом и заключается главный парадокс Польши, население которой сегодня, по данным переписи, насчитывает 38,4 миллиона человек.
После обретения страной независимости и вступления в Европейский союз в 2004 году миллионы людей собрали чемоданы и отправились искать лучшей жизни на запад. По официальным данным, за границей сейчас живут более 2 миллионов поляков. Эмиграция обостряет нехватку рабочей силы, при том что экономический рост должен составить в этом году 3,5%.
С 11 июня украинцы, у которых есть биометрический паспорт, могут в течение трех месяцев без визы находиться в странах Европейского союза. Эта мера вызывает беспокойство у среднего и малого бизнеса Польши.
"Они боятся, что украинцы воспользуются этим, чтобы поехать в Германию, где зарплаты выше", — поясняет Мацей Витуцкий.
"В любом случае понадобится разрешение на работу. А польская культура ближе к нашей: тут мы чувствуем себя как дома", — заявляет, в частности, 29-летний механик из Львова Алексей, который трудится сейчас в автомастерской в пригороде польской столицы.
В этой высшей степени однородной стране культурная близость является одним из аргументов, которым (с той или иной степенью честности) пользуется ультраконсервативное правительство для оправдания приема украинцев и неприятия сирийских беженцев. Еврокомиссия 13 июня начала процедуру в отношении Польши, которая вместе с Венгрией и Чехией отказывается участвовать в европейской программе распределения беженцев.