РИГА, 16 июн – Sputnik, Владимир Дорофеев. В гостиничном бизнесе Латвии наблюдается нехватка кадров. И одним из ключевых условий приема на работу становится знание русского языка.
После ухода "Новой волны" многие эксперты, часто со злорадством, предрекали туристическому бизнесу Латвии неминуемую гибель. Но за пару лет отрасль не только оправилась от удара, но и развивается. Не произошло и раскола с соседом — россияне по-прежнему являются одной из самых больших и значимых групп туристов в Латвии.
О ситуации в сфере занятости в гостиничном бизнесе Sputnik Латвия поговорил с Янисом Пинисом, президентом Ассоциации гостиниц и ресторанов Латвии.
Английский — язык международного общения, на нем говорит весь мир, и для гостиничного бизнеса его знание является нормой по умолчанию. Русский необходим для туристов из России, которых очень много и которые предпочитают общаться на своем родном языке. Общение на нем — залог того, что довольные гости снова вернутся и заплатят деньги.
Знание латышского — это требование государства. Взять на работу, подразумевающую общение с клиентами, сотрудника без знания государственного языка (например, украинского гастарбайтера) чревато штрафом от проверяющих инстанций. Центр госязыка сам по себе не приходит в гости, но если на какую-нибудь гостиницу поступит жалоба, то можно ожидать их визита.
— В нашей сфере работают в основном люди от 20 до 30 лет, — рассказал Янис Пинис. — Работа требует и отличного здоровья, и крепких нервов, и несгибаемой доброжелательности, которую не могут поколебать никакие неурядицы. Все эти требования приводят к тому, что текучка кадров довольно большая. И сейчас в гостиницах чаще предпочитают брать русскую молодежь, знающую латышский и английский, чем латышскую, знающую родной и английский, но пренебрегающую изучением русского. В этом смысле уход "Новой волны" мало что изменил. Русских туристов хоть и стало меньше, но все равно очень много.
Требования гостиничных руководителей понятны: в России одним из важнейших аргументов в пользу отдыха в Латвии является именно повсеместное распространение русского языка. Нередко туристы, соблазненные рекламой, не готовы к общению на каком-либо другом языке, кроме своего родного. А платят они весьма и весьма неплохо.
Что касается остальных языков, то после основной тройки сильнее востребован немецкий. Туристы из Германии хоть и не такие щедрые, как россияне, но берут числом. В последнее время немцы — самая большая группа туристов. В перспективе может пригодиться и китайский, потому что Китай может дать миллионы туристов, и испанский — на нем вся Южная Америка говорит.
Очень неплохо знать и какой-нибудь скандинавский язык, потому что скандинавы, живя неподалеку, приезжают сюда довольно часто. Правда по отдельности и шведов, и финнов, и норвежцев существенно меньше, чем немцев или русских. И английский они, как правило, знают хорошо. Но всем очень нравится слышать в гостинице родную речь.
Дома проще и дешевле
Нередко можно услышать жалобы гостиничных работников, что при тех же знаниях русского и английского языков можно найти себе работу и в странах Западной Европы, где зарплата существенно выше. Янис Пинис, не отрицая более высокие зарплаты, призывает замечать наши плюсы. А именно: работа в более спокойном темпе, а также вопросы аренды жилья и питания, которые дома решить гораздо проще и дешевле.
Самый пик нехватки персонала приходится на летний сезон, с мая по август. В это время персонала требуется больше, и к работе привлекаются студенты. На зимние месяцы остаются лучшие — самые доброжелательные, знающие больше языков. При этом русский язык требуется круглый год — русские приезжают и в несезон.
В этом году в несезон гостиницы работают с половинной загрузкой, в сезон — с загрузкой 60-80%. Но новые гостиницы все еще открываются, в основном те, что начали строить в период туристического бума.
Главная задача на сегодня — привлечь новых клиентов, не теряя старых, и по возможности не зависеть от гостей из одной страны. А пока любые колебания в России, будь то финансовый кризис или перемены геополитического вектора, довольно болезненно отражаются на латвийском гостиничном бизнесе.