"Сказ про то, как царь Петр арапа женил", СССР, 1976
Режиссер: Александр Митта
В ролях: Владимир Высоцкий, Алексей Петренко, Иван Рыжов, Михаил Кокшенов, Олег Табаков, Людмила Чурсина
Снимавшийся в Юрмале фильм по мотивам наброска "Арап Петра Великого", казалось, ждал полный провал. Он не понравился исполнителю главной роли Владимиру Высоцкому (из-за того, что не включили его песни). Он не понравился режиссеру, потому что из готового фильма вырезали столько, что из трагикомедии он превратился в авантюрно-фантазийное ревю. Но даже после всех сокращений он не понравился нобелевскому лауреату Михаилу Шолохову, обвинившему съемочную группу в очернительстве русской истории. Но вот парадокс: "очерненный" народ выстраивался в очереди и в итоге сделал фильм Митты самой кассовой экранизацией Пушкина за всю историю СССР.
"Пиковая дама"
The Queen of Spades, Великобритания, 1949
Режиссер: Торолд Дикинсон
В ролях: Антон Уолбрук, Эдит Эванс, Роналд Хоуард, Мэри Джерролд, Ивонн Митчелл
Снято так, словно "Пиковую даму" написал не Пушкин, а ушибленный томиком Гофмана Достоевский. В сыгранном Антоном Уолбруком Германе уже предчувствуется Раскольников. Все в этом фильме от двуглавых гербовых орлов до пляшущих цыган отбрасывает зловещие тени. Мартин Скорцезе причислил фильм к редчайшей классике сверъестественного кино. Хотя "Пиковая дама" попала в программу Каннского фестиваля в 1949 году, негативы на долгие годы куда-то исчезли. Фильм считался утерянным, пока его не удалось восстановить в 2009 году.
И дождь смывает все следы
Und der Regen verwischt jede Spur, ФРГ, Франция, 1972
Режиссер: Альфред Ферер
В ролях: Алан Нуари, Анита Лохнер
Сюжет пушкинской "Метели" (вторая из "Повестей Белкина") перенесен в Любек 1970-х. У Пушкина влюбленных разделяет сначала метель, а потом — Отечественная война 1812 года. В фильме Альфреда Ферера Вторая мировая война отгремела задолго до встречи Алана и Кристины, но ее эхо все еще пробивается и ломает им судьбы. Поэтому родителям в фильме уделено намного больше внимания, чем в повести. Метафорой слепой судьбы выступает не снежная буря, а вода — не только проливной дождь, но и пляжные волны. Но в конечном итоге губит героев не стихия, а всеобщее нежелание извлекать уроки из прошлого.
"Благородный разбойник Владимир Дубровский", СССР, 1988
Режиссер: Вячеслав Никифоров
В главных ролях: Михаил Ефремов, Марина Зудина, Владимир Самойлов, Кирилл Лавров
Фильм существует в двух версиях. Более подробная телевизионная называется просто "Дубровский" и растянута на 4 серии. Но это тот случай, когда сокращенный вариант лучше. Уж слишком много приписали к незаконченному роману Пушкина. Особенно развернулись, когда живописали самодурство Троекурова. Одного живого медведя, которым он пугал гостей, показалось недостаточно — в фильме у него еще и персональный палач имеется. Все это кажется сатирой на дикие нравы новых русских, но в 1988-м их еще не было в природе. Остается только удивляться предвидению режиссера и огромному количеству актерских удач. Не повезло только Владимиру Конкину, которому, кажется, так и не растолковали, кого же он играет — не то юриста, не то сторожевого пса.
"Маленькие трагедии", СССР, 1979
Режиссер: Михаил Швейцер
В ролях: Георгий Тараторкин, Владимир Высоцкий, Сергей Юрский, Валерий Золотухин, Иннокентий Смоктуновский, Наталья Белохвостикова, Иварс Калныньш
Абсолютная классика. Если у вас есть время только на один фильм, начните с "Маленьких трагедий". Пушкин в них конспективно наверстывал все то, что русская литература пропустила лет за триста, а Швейцер органично сочетает самые разные актерские темпераменты — от неистовства Высоцкого до холодной безупречности Иварса Калныньша.
"Русский бунт", Россия, Франция, 1999
Режиссер: Александр Прошкин
В ролях: Владимир Машков, Матеуш Даменцки, Каролина Грушка, Сергей Маковецкий, Владимир Ильин
"Капитанскую дочку" скрестили с "Историей пугачевского бунта", из-за чего тончайшие пушкинские акценты сместились с эпиграфа "Береги честь смолоду" на цитату "Не дай Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный". Во времена Ельцина бунтом пугать любили.
"Я к Вам лечу воспоминаньем", СССР, 1977
"И с Вами снова я…", СССР, 1981г.
Осень, СССР, 1982
Режиссер: Андрей Хржановский
Роли озвучивали: Иннокентий Смоктуновский, Сергей Юрский
Анимационная трилогия Хржановского — самое близкое приближение к гению Пушкина, потому что использованы его собственные рисунки и рукописи. Под музыку Шнитке строка наплывает на строку и порождает поток образов и мыслей такой плотности, что охватить его целиком не удается ни с первого просмотра, ни с десятого. Позже Хржановский использует ту же технику для оживления рисунков Иосифа Бродского, но разбавит анимацию вставными игровыми эпизодами.
"Дама Пик", Россия, 2016
Режиссер: Павел Лунгин
В ролях: Ксения Раппопорт, Иван Янковский, Мария Курденевич, Игорь Миркурбанов, Владимир Симонов
В Павле Семеновиче Лунгине с периодичностью примерно раз в десять лет просыпается внутренний Дэвид Линч и начинает требовать жертв. В 2005 году ему под горячую руку попались "Мертвые души" Гоголя, в 2016-м — "Пиковая дама". Действие перенесено в наше время и разворачивается частично в подпольном казино, частично — на оперных подмостках, частично — для довершения смури — в больном воображении Германа, которого здесь зовут Андреем. Старую графиню переименовали в Софью Майер и сделали театральной дивой. А поскольку играет ее Ксения Раппопорт и дюжина вылепленных по ее подобию восковых кукол, то можете быть уверены, что Софья не та, кем кажется.
"Выстрел", СССР, 1966
Режиссер: Наум Трахтенберг
В ролях: Виктор Володин, Михаил Козаков, Татьяна Конюхова, Борис Новиков, Олег Табаков, Юрий Яковлев
Практически дословная экранизация первой из "Повестей Белкина", что большая редкость. Лаконичная проза Пушкина обычно вдохновляет настолько, что ее бросаются дописывать. Особенно усердствуют по части мотивации героев. Убедительнее не становится, а загадка пропадает. Для сравнения после "Выстрела" посмотрите "Дуэлянтов" Ридли Скотта. Там, правда, в титрах указано "по мотивам повести Джозефа Конрада", но его сюжетные коллизии подозрительно совпадают (вплоть до деталей) с пушкинскими. Конрад многословнее Пушкина, поэтому Ридли Скотт делает все возможное, чтобы дуэлянты как можно реже открывали рот.
"Барышня-крестьянка", СССР, 1995
Режиссер: Алексей Сахаров
В ролях: Елена Корикова, Дмитрий Щербина, Леонид Куравлев, Василий Лановой, Екатерина Редникова
Последняя из "Повестей Белкина", чтение которой занимает минут 20. Кажется, что двухчасовая его экранизация должна показаться неимоверно затянутой, но этого не происходит. Все дополнительные реплики введены для того, чтобы подсветить пушкинские подтексты и намеки. В основном они касаются судеб России, разрывающейся, как сельская аристократка, между французским наречием, английскими белилами и простонародным сарафаном. Режиссеру удалось донести и философичность Пушкина и его легкость.