РИГА, 29 мая — Sputnik, Милена Ясинская. Валерий Тодоровский снял новый, ни на что не похожий фильм о балете.
"Ты стоишь перед нами в одних трусах, милая, для того, чтобы сразу были видны все твои проблемы", — сказала Юле на приеме в хореографическое училище "заслуженная мегера" Унтилова.
Юля приехала из Шахтерска, где с точно такой же бесцеремонностью нанимали стриптизерш. Она думала, что в Москве, да еще в хореографическом училище, все будет иначе. Но Юлины проблемы залегали глубже. А поверхностное ощупывание показало, что с анатомией у нее все в порядке, и ее приняли.

Годы учебы пролетят в соперничестве с Кариной Курниковой, самой холеной, самой богатой и самой техничной девочкой курса. Для оторвы, с детства плясавшей перед дальнобойщиками, Юля сделает головокружительную карьеру третьего лебедя. Но режиссер Валерий Тодоровский знает, что третий лебедь никому не нужен. И поэтому делает все возможное, чтобы зрители не сравнивали Юлю с Золушкой, а его самого – с Дарреном Аронофски.
За какие бы темы ни брался Тодоровский, он старается подсластить пилюлю, устроить зрителям праздник, разбавить бытовуху сказкой. Не его вина, что в наше время сказки стали добычей для циников. Показательный пример подобного отношения — циничная реклама пива, где царевна расколдовывает лягушку и превращает ее поцелуем в принца, а принц, не оценив ее благодеяний, ответным поцелуем превращает царевну в банку пива.
Фильм "Большой" — изобретательная отповедь циничному взгляду на вещи. Его оригинальность в том, чтобы опрокинуть наши ожидания. Создатели фильма внимательно изучили быт и закулисье большого балета, но не ждите от них скандальных обличений и чернухи. Впрочем, глянцевой сказки ждать тоже не стоит, несмотря на хеппи-энд. Такое чувство, что Валерий Тодоровский пересмотрел всю киноклассику о конфликте перфекционистов со стихийными гениями и сделал все возможное, чтобы не повторять чужих клише.

Только вам покажется, что вы уловили сходство с "Амадеем", "Пианисткой" или "Черным лебедем", как режиссер уводит сюжет совсем в другую сторону. Нет, Карина Курникова не станет ни злым демоном, ни карьеристкой, ни шагающей по трупам интриганкой. Нет, поверившая в Юлю легендарная балерина Белецкая не станет для нее доброй феей. Нет, вживание в роль не приведет к тому, что героини начнут путать реальность и вымысел. Нет, кульминационные моменты не совпадут со вставными хореографическими номерами.
Ничего этого не будет, но режиссер тонко играет на наших ожиданиях всех этих штампов. Кроме того, в его фильме множество колоритных персонажей – каждый со своей яркой историей, переданной мимолетно, зачастую одной деталью или репликой.
Чувствуется, что материал в руках авторов разросся до сериального формата. Тодоровский не скрывает, что сам порезал фильм на треть и перемонтировал его так, что получилось совсем другое кино. Возможно, поэтому картина в финале приходит к неожиданной ясности – узор судьбы избавляется от случайностей, казавшиеся лишними подробности складываются в лейтмотив, впопыхах брошенные слова обретают со временем рифму, а нечаянное касание чужого плеча оборачивается важнейшим даром судьбы.

Валерию Тодоровскому удалось сделать воодушевляющую сказку о том, что победитель не получает ничего. И о том, что от никому не нужных побед в мире почему-то становится меньше цинизма, а значит, меньше лягушек, целующих пивные банки.
Фильмы о балете, на которые не похож "Большой"
"Черный лебедь"
Постановщик-новатор с самого начала предлагает добавить в "Лебединое озеро" секса, и дальше все идет по накатанной: соперничество двух балерин, эротика, кошмары, галлюцинации и в конце кровь фонтаном. Любители балета злобно хихикали, Американская киноакадемия номинировала фильм на пять "Оскаров".
"Зловещее дыхание"
Эстетский хоррор, основанный на наркотических видениях Томаса Де Квинси: американка поступает в немецкую балетную школу, из которой по ночам выносят трупики учениц. В этом году должен выйти римейк с Хлоей Моретц и Тильдой Сиунтон.
"Красные башмачки"
Хореограф-деспот Лермонтов ставит балет по сказке Андерсена о заколдованных башмачках – надевшие их танцуют неподражаемо, но уже не могут остановиться и гибнут.
Когда в "Большом" Белецкая дарит Юле серьги, в которых когда-то сама танцевала, возникают опасения, что серьги тоже "затанцуют" Юлю до смерти. Этого не случится, но свою роковую роль серьги в фильме сыграют.
"Мания Жизели"

Подлинная биография Ольги Спесивцевой использована для того, чтобы передать атмосферу 1920-х годов. Русский балет переживает расцвет, но Европа видит в нем преимущественно зеркало революции, что постепенно сводит исполнителей с ума.
"Труппа"
После серии фильмов ужасов "Крик" Нив Кэмбелл решила продолжить карьеру как серьезная актриса. Вспомнив, что когда-то училась в хореографической школе, она спродюсировала фильм с собственным участием, пригласив в качестве режиссера знаменитого Роберта Олтмена. Карьере Нив Кэмбелл фильм не помог, славы Олтмена не убавил.
"Плоть и кости"
Секс, наркотики, пируэты до кровавых мозолей и отваливающихся ногтей, мазохистки-танцовщицы, садисты-хореографы и спонсоры, не отличающие балет от стриптиза, — в общем, все, что знает о балете желтая пресса, в одном мини-сериале.
"Фуэте"

За два года до увольнения из Большого театра балерина Екатерина Максимова снимается в фильме о 50-летней приме, мечтающей исполнить партию Маргариты в авангардном балете по роману Булгакова. Ее сны, переполненные символами в стиле Бергмана и Тарковского, предвещают, что ничего из этой затеи не выйдет.