Жюри фотоконкурса имени Стенина из 5 тысяч работ выбрало шорт-лист

© Шаши Шекхар КашьяпШаши Шекхар Кашьяп, Индия. "Вдовы на празднике красок"
Шаши Шекхар Кашьяп, Индия. Вдовы на празднике красок - Sputnik Латвия
Подписаться
Обладатели призовых мест будут объявлены 7 августа 2017 года. Престижный международный приз для молодых фотографов будет вручен осенью 2017 года в Москве. По традиции до конца 2017 года работы победителей будут экспонироваться в России и за рубежом

РИГА, 23 мая — Sputnik. Международный конкурс молодых фоторепортеров, организованный медиагруппой "Россия сегодня" под эгидой Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, опубликовал шорт-лист работ 2017 года. Авторы из 14 стран продолжат соперничество за награды конкурса.

Жюри конкурса оценивало порядка 5 тысяч работ молодых фоторепортеров из 76 стран мира в четырех номинациях: "Главные новости", "Спорт", "Моя планета" и "Портрет. Герой нашего времени". В каждой номинации работы конкурсантов оценивали в двух потоках: "Одиночная фотография" и "Серия".

Фотокамера в руках фотографа - Sputnik Латвия
Фото из 76 стран: жюри конкурса имени Стенина предстоит сложная работа
На финишной прямой

В 2017 году число стран-участниц выросло, закрепив за конкурсом статус престижной в России международной площадки, открывающей новые имена в мировой фотографии. Шорт-лист конкурса 2017 года сформирован титулованными представителями российского и мирового фотосообщества, возглавил жюри фотодиректор журнала "Штерн" Андреас Трамп.

Александр Штоль, директор Объединенной дирекции фотоинформации МИА "Россия сегодня", отметил рост профессионализма молодых художников — участников конкурса.

"Работы, присланные на конкурс, с каждым годом становятся сильнее, истории — более продуманными, что говорит о росте уровня молодых фотожурналистов. Также в этом году мы рады сообщить, что наши партнеры — общеарабский информационный холдинг Al Mayadeen TV, Шанхайская объединенная медиагруппа и Международный Комитет Красного Креста (МККК), благодаря которым был увеличен призовой фонд, вручат дополнительные призы за лучшие, по их мнению, фотоработы из шорт-листа. Впереди призеров конкурса ожидает еще много интересного", — отметил Штоль.

Смелость и детали

Андреас Трамп признался, что работы конкурсантов не оставили его равнодушным.

"В этом году в основном все работы, присланные на международный конкурс имени Стенина, были высокого уровня. Почти все фотосерии, которые вошли в шорт-лист в четырех номинациях, отличают высокое качество и раскрытие темы", — сказал Трамп.

По его мнению, самые выдающиеся одиночные фотографии в номинациях "Главные новости" и "Портрет. Герой нашего времени" — фотоработы о мигрантах и репортажи из Сирии, Ливии и c Украины — поражают смелостью исполнения.

"Некоторые детали, которые на первый взгляд кажутся незначительны, на самом деле очень символичны", — подчеркнул Трамп.

Председатель жюри конкурса дал совет фотографам, которым не удалось в этом году войти в шорт-лист.

"Они должны отметить для себя следующее: достаточно ли точно выделена сюжетная линия и могут ли они ответить на эти вопросы — о чем именно моя фотоистория? Как я смогу ее рассказать в разных вариациях? Какая из фотографий самая запоминающаяся?" — пояснил Трамп.

Эх, почему не я?

Член жюри, лауреат престижнейшего фотоконкурса мира World Press Photo, фотокорреспондент МИА "Россия сегодня" Владимир Песня также отметил высокий уровень присланных на конкурс работ.

"При просмотре некоторых кадров хотелось воскликнуть: "Эх, почему не я это снял!" Иногда же было очевидно ученичество, попытки повторить уже известные рецепты. Что поделать, мировая новостная конъюнктура и результаты "взрослых", крупных международных конкурсов задают определенные стандарты. Но в лучших работах мы отмечали как раз либо отход от этих решений и поиск новых путей, либо их творческое осмысление", — рассказал Песня.

© Табылды КадырбековТабылды Кадырбеков, Кыргызстан. Продавщица сладкой ваты
Табылды Кадырбеков, Кыргызстан. Продавщица сладкой ваты - Sputnik Латвия
Табылды Кадырбеков, Кыргызстан. Продавщица сладкой ваты

По словам знаменитого фотографа, в жанре фотоисторий очень было заметно стремление многих авторов максимально выбрать предложенный лимит изображений — зачастую в ущерб качеству самой истории.

"На будущее я бы предложил несколько уменьшить этот лимит, для того чтобы авторы тщательнее подходили к построению своих историй. Особенно хочу отметить, что работы, попавшие в шорт-лист, за редчайшими исключениями проходили туда практически единогласным решением жюри. Что говорит о том, что этим фотографам удалось заинтересовать своим творчеством совершенно разных людей из разных стран. Мои поздравления всем призерам!" — заключил Песня.

Уйти от репортажа

Член жюри конкурса, фоторедактор, преподаватель фотографии Школы визуальных искусств Варвара Гладкая отметила, что не всем авторам удалось осознать понятие серии применительно к конкурсу.

"Радостно, что в конкурсе участвовало так много фотографов — жюри было над чем поспорить. К сожалению, для многих авторов, представивших работы, остается неочевидным, что, собственно, такое — серия. Для многих это набор снимков, связанных общей темой, а иногда и вовсе — репортаж с места события. Однако серия требует более глубокого авторского осмысления, в том числе в попытке отыскать собственный, индивидуальный изобразительный язык", — пояснила Гладкая.

Она призналась, что горячо поддержала серию "Огород", где "автор от протоколирования реальности переходит к чувственному ее осмыслению. И работает с кадром уже художник — создавая образ, метафору, знак".

"Конкурс фотожурналистики имени Стенина показал свое международное влияние. Я глубоко впечатлен высоким качеством изображений", — заявил член жюри конкурса, президент газеты Китая Xinmin Evening News и руководитель газет и цифровых СМИ Объединенной шанхайской медиагруппы Чэнь Цивэй.

Рассказать историю

Член жюри конкурса фоторедактор медиагруппы Independent Media Йан Лэндсберг также подчеркнул качество работ, представленных на конкурсе.

"В этом году на конкурс представлены фотоработы высочайшего уровня, что примечательно, принимая во внимание юный возраст участников (от 18 до 33 лет). В этом конкурсе молодые и опытные фотожурналисты соревнуются на равных. Стоит упомянуть, что фотографии, присланные на конкурс в этом году, вне зависимости от того, прошли они отбор или нет, отражают стремление молодых фотографов рассказать истории о людях, жизни и планете", — сказал Лэндсберг.

© Алексей МальгавкоАлексей Мальгавко, Россия. Дорога в школу
Алексей Мальгавко, Россия. Дорога в школу - Sputnik Латвия
Алексей Мальгавко, Россия. Дорога в школу

Он отметил позитивный подход, с каким молодые фотожурналисты "превращают обычные вещи, такие, к примеру, как "Дача" и обычная ежедневная жизнь (ежедневный путь мальчика в школу и т.п.), в сюжет для убедительной визуальной истории".

"Это весьма важное и желанное переключение с характерной для мейнстрима погони за сенсациями, криминалом и скандалами. Некоторые из авторов присланных работ даже осмелились бросить вызов существующим ныне в фотожурналистике статус-кво и табу на экспериментальные методики (намеренное использование прямой вспышки и передержка фото, одинаковые позы подвергшихся оскорблению женщин в серии портретов и др.)", — пояснил член жюри.

Показать невидимое

Лэндсберг назвал также недостатки, замеченные им в конкурсных работах.

"Что касается портретов, то, несмотря на хорошее техническое исполнение, в них часто не хватает отражения собственно души и характера фотографируемого человека. Работы, присланные в категории "Серия", часто имеют лишь один или два сильных снимка, остальные либо похожи, повторяют друг друга, либо просто не подходят к теме. Они никуда не ведут зрителя, так как в них нет ясной и/или последовательной линии истории, объясняющей — о чем эта серия", — заявил Лэндсберг.

По его мнению, чтобы улучшить навыки рассказчика, фотожурналистам необходимо четко понимать, что именно они хотят сказать своими снимками.

"Они должны представить сильные фотографии, которые сами рассказывают зрителям, что на них происходит. Необходимо иметь определяющие повествовательные элементы для придания изображенному более динамичного характера, ибо, в конце концов, фотография должна говорить, звучать громче, чем слова. Задача фотожурналиста — показать невидимое, даже с учетом существующих ограничений. Именно это отличает его от фотографирующих на смартфон любителей", — заключил Лэндсберг.

Конкурс: масштаб и география

Международный конкурс фотожурналистики имени Андрея Стенина ставит своей целью поддержать молодых фотографов и привлечь общественное внимание к задачам современной фотожурналистики. Это площадка для молодых фотографов — талантливых, чутких и открытых ко всему новому, где они обращают наше внимание на людей и события рядом с нами.

В 2016 году конкурс собрал 6 тысяч работ из 71 страны мира, а работы победителей экспонировались на фестивальных и выставочных площадках в Москве, Стамбуле, Кейптауне, Шанхае, Пекине, Каире, Берлине, Риме, Мариборе и Любляне.

Информационными партнерами конкурса стали: информационно-новостной портал Вести.ru, общероссийский государственный телеканал "Россия-Культура", информационно-новостной портал KP.ru, информационный портал ЖурДом и портал Russian Photo.

Фотокорреспондент Андрей Стенин - Sputnik Латвия
Стартует фотоконкурс имени Андрея Стенина - 2017
Международными информационными партнерами конкурса стали: информационное агентство и радио Sputnik, информационное агентство Askanews, медиахолдинг Independent Media, информационное агентство Notimex, новостное агентство ANA, телеканал и портал RT, The Royal Photographic Society, Shanghai United Media Group (SUMG), информационное агентство Xinhua, новостное агентство ANDES.

В статусе отраслевых информационных партнеров конкурс поддерживают: Академия Фотографии, агентство ГеоФото, портал Photo-study.ru, онлайн-журнал Bleek Magazine, Союз журналистов Москвы, Школа визуальных искусств, Союз фотохудожников России, информационный портал YOung JOurnalists и фестивали PhotoVisa и "Фотопарад в Угличе".

Лента новостей
0