Со дна Керченского пролива подняли самолет времен Великой Отечественной

© Инфоцентр "Крымский мост"Операция по подъему Р-40 со дна Керченского пролива
Операция по подъему Р-40 со дна Керченского пролива - Sputnik Латвия
Подписаться
Во время двухнедельной поисковой экспедиции, посвященной 72-й годовщине победы в Великой Отечественной, дайверы обнаружили в Керченском проливе советский самолет времен Великой Отечественной войны

РИГА, 6 мая — Sputnik. Со дна Керченского пролива подняли советский самолет времен Великой Отечественной войны — одномоторный истребитель Р-40, известный как "Киттихаук", сообщает инфоцентр "Крымский мост".

Р-40 — самолет американского производства, поставленный на вооружение советских войск по ленд-лизу.  Предположительно, эта боевая машина служила в штурмовом авиаполку ВВС Черноморского флота СССР и принимала участие в Керченско-Эльтигенской десантной операции в 1943 году. Самолет пролежал на дне Керченского пролива более 70 лет.

Поднять самолет поисковикам помог экипаж плавучего крана, задействованный в основных строительно-монтажных работах на мосту через Керченский пролив. С глубины 9 метров был поднят фюзеляж с крыльями и хвостовой частью весом более 3,5 тонны. Сохранилось и вооружение истребителя: шесть пулеметов "Браунинг" калибром 12,7 миллиметра с боекомплектом. Частично уцелела приборная доска и кресло пилота, а также двигатель с маркировкой, которая поможет установить точную принадлежность воздушного судна, обстоятельства его гибели и судьбу летчика.

© Инфоцентр "Крымский мост"Операция по подъему Р-40 со дна Керченского пролива
Операция по подъему Р-40 со дна Керченского пролива - Sputnik Латвия
Операция по подъему Р-40 со дна Керченского пролива

"Мы сразу поддержали поисковиков, которые обратились за помощью. Вся наша команда, все до единого откликнулись. Водолазы с нашей стройки тоже подключились. Служба капитана морского порта Кавказ оказала максимальное содействие. Для каждого из нас это дань памяти воинам, которые сражались за наше будущее. Мы знаем, какие ожесточенные бои шли на берегах и в проливе, знаем цену этой победы и храним память об этом подвиге", — рассказал капитан плавкрана Игорь Демьяненко.

Руководитель поисковой экспедиции "Большой десант-2017" Александр Елкин предположил, что самолет мог быть поврежден зенитной артиллерией противника во время боевого вылета. Он лежал на дне носом к таманскому берегу.

"Видимо, пилот до последнего пытался дотянуть его до своей базы. Самолет не рухнул в пролив. Это видно по корпусу, который сохранил форму. Скорее всего, летчик смог посадить машину на воду и, возможно, выжил", — сказал он.

Операция по подъему самолета стала одним из этапов двухнедельной поисковой экспедиции, посвященной 72-й годовщине победы в Великой Отечественной. Поисковики и дайверы из Москвы, Тулы, Владимира, Сочи, Самары, Тольятти, Харькова обследуют затонувшие в военное время морские и воздушные суда, ведут поиск останков бойцов, погибших в боях за Крым.

© Инфоцентр "Крымский мост"Операция по подъему Р-40 со дна Керченского пролива
Операция по подъему Р-40 со дна Керченского пролива - Sputnik Латвия
Операция по подъему Р-40 со дна Керченского пролива

Керченский и Таманский полуострова — зона интенсивных боев в годы Великой Отечественной войны. В период с 31 октября по 11 декабря 1943 года в Керченском проливе развернулась одна из крупнейших десантных операций в истории ВОВ — Керченско-Эльтигенская, когда советские войска предприняли попытку отбить Керченский полуостров у гитлеровской армии. В той операции с советской стороны участвовало более 130 тысяч бойцов, свыше 250 кораблей и больше тысячи самолетов.

Лента новостей
0