РИГА, 5 мая — Sputnik, Амирам Григоров, Лев Рыжков. На майские праздники комплекс ВДНХ пережил невероятное нашествие гуляющих. Очевидцы говорили, что на аллеях выставочного комплекса было невероятно многолюдно. Что же так приманивает сюда людей?
Призраки и тайны
Лев Рыжков:
Что-то есть в аллеях ВДНХ по-хорошему мистическое. Например, из памяти может выветриться прогулка по любому парку или даже самой живописной улице. А вот ВДНХ — каждый визит туда — в вашей памяти останется. Да еще во всех деталях. Не случайно знаменитая песня из фильма "Свинарка и пастух" — "Друга я никогда не забуду…" — снималась именно на ВДНХ. Строители комплекса определенно что-то знали о манипуляциях с памятью.
А еще ВДНХ дает человеку, ее посещающему, несомненный эмоциональный заряд. Не то чтобы "Ах, какая красота!" — хотя и это тоже. Побывать на ВДНХ — это как в старое зеркало в роскошной золоченой раме посмотреться. Вот вроде ничего особенного, а забыть трудно.
Амирам Григоров:
Удивительное это место, полное тайн и загадок! Где еще можно вспомнить, что советских республик когда-то было шестнадцать. Наглядное свидетельство этому осталось в виде шестнадцати статуй фонтана "Дружба народов" и шестнадцати медальонов с гербами на Центральном павильоне. Где сноп конопли вместе с рожью, пшеницей и подсолнечником демонстрируют основные сельскохозяйственные культуры страны. Где еще закопана гигантская статуя Сталина, стоявшая на месте ракеты. А недавно при реконструкции главного павильона случайно обнаружили многофигурный горельеф работы Вучетича, более 40 лет спрятанный от глаз посетителей. И это далеко не все, что скрывает выставка.
Расцвет Советского эдема
Амирам Григоров:
Начиналось все в далекие тридцатые годы прошлого века. Народный комиссар земледелия Михаил Чернов выступил с инициативой создать Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (ВСХВ) и в 1935 году стал ее куратором. Как раз тогда в Москве была запущена первая ветка метро, которая доходила до парка "Сокольники". Сначала Всесоюзную выставку планировали создать именно там. Открытие намечалось в 1937-м, но сроки были сорваны, Чернова обвинили в саботаже, репрессировали и расстреляли.
В 1939 году ворота ВСХВ, наконец, распахнулись и народ повалил глядеть на новое чудо, где цвел розарий, били фонтаны, а вокруг главной аллеи возвышались павильоны, выдержанные в неподражаемом стиле советского ампира. Там встречались свинарка и пастух, оркестр играл "Песню о Москве" и продавали эскимо на палочке, то самое, что вызвало простуду у старика Хоттабыча. Это был эдем предвоенной Москвы.
Великая Отечественная надолго привела Выставку в запустение, и только с 1950 года руки дошли и до нее. Дворцы союзных республик достраивали и украшали лучшие архитекторы того времени.
Вихри истории
Лев Рыжков:
Нас интересуют национальные павильоны, посвященные бывшим союзным республикам. Когда-то их было шестнадцать, считая Карело-Финскую ССР. Вихри истории по этим сооружениям, конечно же, прошлись. Одни павильоны исчезли, как и не было их. Другие — переехали. Третьи оказались изуродованы. Но нашлись и такие республиканские павильоны, которые не смел ураган времени и сила переменчивой конъюнктуры.
Амирам Григоров:
Еще в начале эпохи Леонида Брежнева Выставку стали переделывать, менять, как сказали бы сейчас, концепцию. "Теперь республиканских павильонов не будет, а будут отраслевые", — решили наверху, и никто не смог возразить. В угоду этому решению по Выставке прошлись уродующей бороной.
Был снесен, например, прекрасный грузинский павильон, замечательный образчик национальной архитектуры, чтобы освободить место под бетонный брежневский уродец "Советские профсоюзы".
Зачем ломали такую красоту? Это как раз объяснимо. Грузия — родина Сталина. А значит, Иосифа Виссарионовича в грузинском павильоне было много. Начиная с 1956 года изображения Сталина повсеместно уничтожались. Вот и на грузинском павильоне отразилась борьба с "культом личности".
Армению и Азербайджан накрыли чудовищными саркофагами, создав, таким образом, "Здравоохранение" и "Вычислительную технику". Изуродовали и один из самых чудесных — павильон Казахстана. При переделке в "Металлургию" его лишили неповторимого мавританского купола, скопированного с национального шедевра — мавзолея Джучи.
Впрочем, теперь бывшие республики, а ныне независимые страны получили возможность представлять свою продукцию в национальных павильонах. Правда, павильоны частично оказались не совсем те, что были изначально.
Лев Рыжков:
Бывший павильон Латвийской ССР свежепобелен, но заперт. Cпроектированный в 1954 году архитекторами Айварсом, Закисом и Плуксне, он расположен в самой глубине сквера и занимает центральное место в его композиции, а оконные проемы фасадной стены представляют собой цветные витражи с видами латвийских городов и сюжетами на тему сельского хозяйства. Великолепные резные деревянные входные двери украшены оправленным в бронзу крупным золотистым янтарем.
Если в период Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в экспозиции основное внимание уделялось развитию сельского хозяйства и культуры, то в первые годы работы ВДНХ в своем павильоне Латвийская ССР демонстрировала предметы мебели и текстильной промышленности, оборудование для АТС, модели электропоездов и моторы для автомашин.
Например, вот что писала рижская газета "Советская молодежь" 20 февраля 1972 года:
"Заглянем в планы тематических выставок. Со вступлением в действие Огрского трикотажного комбината имени 50-летия ВЛКСМ все большей популярностью пользуются трикотажные изделия нашей республики. В конце лета лучшие из них можно будет видеть на тематической выставке "Трикотаж Латвийской ССР".
После перехода ВДНХ в 1963 году на отраслевой принцип экспозиции тут размещался павильон "Физика". Но атмосфера в окрестностях, как в романтическом гроте. Даже влюбленная парочка на скамейке целуется зябко.
На сегодняшний день в бывшем павильоне Латвийской ССР работает Общероссийская общественная организация "Лига здоровья нации", которую возглавляет известный кардиохирург Лео Бокерия.
А вот в бывшем павильоне Литвы теперь обитает Абхазия. При всем уважении, впечатления обжитости павильон не производит. Стоят информационные стенды с выцветшими материалами, невзрачное объявление заманивает на распродажу фруктов. Сам павильон закрыт. Будем думать, что еще не сезон.
Амирам Григоров:
Павильон Грузии был огромным, он занимал гораздо большую площадь, чем павильоны других кавказских республик. Это было здание с оранжереей и залом, отделанным ценными сортами камня. Строил его народный архитектор СССР Арчил Курдиани. Павильон Армении, облицованный ереванским туфом, воздвиг знаменитый Александр Таманян. Павильон Азербайджана с мавританской аркой и арабесками создал творческий тандем Микаэля Усейнова и Садыка Дадашева — самых титулованных бакинских мастеров.
Лев Рыжков:
Бывшему павильону Азербайджана повезло чуть больше, чем "Грузии". Обшарпанное здание сохранило, однако, часть прежнего декора: облицовка из красного гранита, майолика, окна-витражи, и скульптурные гроздья винограда по стенам — остались. Но, конечно, не та красота, что раньше.
Амирам вспоминает, что раньше заходил сюда и словно бы оказывался на родине, в Баку. Словно вдыхал запах моря. А к павильону еще и примыкал роскошный сад с прудом с осетрами!
Вернется ли чудо?
Ныне происходит возрождение выставочного комплекса, причем, по старой памяти, бывшие республики, а ныне страны получили возможность представлять свою продукцию в национальных павильонах. Павильоны сдаются в аренду за 1 рубль в год, на 50 лет — с обязательством за свой счет провести ремонт, реставрацию и осуществлять эксплуатацию.