РИГА, 3 мая — Sputnik, Евгений Лешковский. Недавно, 30 апреля, Latvijas balzams отмечал день рождения: отсчет — с приема первой партии спирта в 1900 году. С тех пор производство никуда не переносилось. Поэтому место по адресу улица Чака, 160, — самое алкогольно-историческое (в прямом смысле слова) в Риге.
И к празднику завод подошел с хорошими результатами: по данным биржи Nasdaq Riga, в 2016 году производство работало с оборотом 75,72 миллиона евро, что на 2,6% больше 2015-го, а прибыль предприятия выросла на 6% до 7,5 миллиона. Серьезно. Самое время своими глазами увидеть, как рождается то, что потом так хорошо продается — по всему миру.
Великий спиртовой путь
У входа нас встретила руководитель отдела по связям с общественностью Дана Хасана и сказала, что пришли в удачное время — в день заполнения бутылок водкой "Московская". Она одна из самых популярных — продажи уверенно растут. В 2016-м было 9% прироста по продажам в мире, а в Прибалтике "плюс" — 25%. На бутылках написано Made in Latvia, а не абстрактное EU. Так Латвию тоже прославляют.
Директор по производству Рональд Жаринов провел к святая святых завода — складу, где хранят спирт. Здание — самое историческое: как раз здесь и приняли первую партию продукта.
"Спирт сюда, как и раньше, доставляют из России прямо по железной дороге. К нам отходит ветка путей у станции Земитана. На территорию заезжает состав со спиртом, и после лабораторной проверки качества продукта в цистернах все перекачивается по шлангам в емкости на склад. В свою очередь, из Европы спирт доставляют на фурах", — рассказывает Рональд Жаринов.
Склад — поистине спиртовое царство. В помещениях — металлические емкости, в каждой из которых… 2,5 железнодорожной цистерны спирта — 180 тысяч литров. И это еще не самые большие. Есть одна "бочка", куда входит 10 цистерн спирта. Можете себе такое представить? Море спирта! Из которого делают океан водки, которую разливают по бутылкам и экспортируют в… 170 стран.
На втором этаже склада — исторические медные мерные ведра, им более 100 лет. Стоят на почетном месте. Над ними на стене висит в рамочке акт приемки первого спирта — 30 апреля 1990 года.
Склад построен с повышенными требованиями пожарной безопасности. Спирт кругом. Внутри у стен глубокие "канавки", где спирт, если протечет, то соберется и не просочится на улицу. Внутри все огнеупорное, даже телефон на стене в металлическом корпусе, и трубка не пластмассовая — весом с небольшую гантель.
Чиста, как слеза младенца
Напротив — цех фильтрации. Внутри — огромные колонки. Вижу на одной табличку "Тамбовский завод "Комсомолец" имени Артемова".
"Почти все оборудование для фильтрации у нас из России: очень качественное и стоит адекватно", — замечает директор по производству.
Вода на завод поступает из двух скважин с глубины более 200 метров. Потом ее фильтруют и смягчают (чтобы не было много железа). Очищенная вода поступает в цех по одному проводу, а по другому — спирт. Затем все смешивается в определенной пропорции. И после этого смесь перекачивается в помещение, где мы с Рональдом Жариновым стояли — возле огромных фильтрационных колонн. Вначале в них все очищается через кварцевый песок, затем — 3,5-метровый слой березового угля, потом снова сквозь песок. Кстати, и песок, и уголь — тоже из России.
"По индивидуальным заказам можем еще разные фильтрации сделать. Так, водку, посвященную 47-летию сингла Killer Queen группы Queen, очищали 7-кратной фильтрацией. Принять продукт приезжал сам Брайан Мэй: стоял там же, где и вы сейчас", — замечает с гордостью в голосе собеседник.
Технологи компании постоянно в поиске и помимо обычной фильтрации внедрили также очищение через янтарный фильтр. Его нити изготовили из очищенного янтаря: технологию придумала наша ученая Инга Лященко. Также для отдельных видов водки используется дополнительная фильтрация через угольный фильтр, импрегнированный серебром.
Какая водка вкуснее
На заводе делают более 30 разных видов водки. Например, для США — с разными вкусами: ананаса, красной смородины и так далее. Любят там такое. Есть и водка 69 градусов: ее продажи возрастают к осени, когда многие на ней делают дома настойки — с плодами и кореньями.
В теплой компании почти всегда звучит вопрос: а какая водка вкуснее? Глаза Рональда Жаринова блеснули.
"Когда мы говорим о качестве водки, в первую очередь подразумеваем сырье — качественное, а когда о вкусе, здесь — лишь нюансы. К примеру, в "Московской" есть сахар, который делает вкус продукта, как говорят гурманы, "округлым". Однако та же самая "Московская", но для экспорта в Канаду — без сахара, и эта водка уже другого вкуса. В Канаде по нормативам: водка — это только вода и спирт. А для США и России продукт с добавлением сахара", — говорит мастер.
Традиции производства "Московской" на меняются с 1938 года, и ее не экспортируют разве что в Антарктиду.
В соседнем цеху "Московскую" как раз разливали по бутылкам. Они стройным рядом уверенно двигались по конвейеру — "за водкой", проходя мимо большой лампы, где их на свет проверяла работница завода: нет ли дефектов. Дальше они кружили, словно в танце, который, кажется, становился резвей по мере заполнения их водкой. И на проверку следующей работнице завода бутылки шли уже принарядившись — в этикетках, пробках и с переливающейся акцизной маркой.
Секрет "Черного бальзама"
А подвалы завода — для любителей "Рижского черного бальзама". На заводе, оказывается, для него, а также для ликеров сами делают экстракты — из кофе (для "Мокко"), из имбиря, трав и кореньев.
Вопреки расхожему мнению, за последние 70 лет рецепт бальзама не менялся ни на один ингредиент. В составе 24 компонента, 16 из которых — растительные: малина, полынь, имбирь, горький корень генциана, мелисса, черника, зверобой, березовые почки, липа, брусника, мускатный орех, валериана и другие. Также есть мед, жженый сахар или карамель.
"Секрет бальзама не в травах (состав не скрываем), а в пропорциях и очередности: как и что добавляется. Экстракт выстаивается 30 дней в бочках из дуба, растущего в Словении. Получается целебная настойка. Оцените, — предлагает Рональд Жаринов основу бальзама — экстракт, который нигде не продается. — Потом мы это смешиваем с бренди (его тоже сами делаем), другими составными, еще выстаиваем в бочках — и наконец получается бальзам, который экспортируем в 35 стран".
Помимо классического черного бальзама, существуют еще два вида на основе того же натурального экстракта. Один — бальзам со вкусом черной смородины, второй — где вместо бренди — ром ("Элемент").
"Важно и то, что бальзам в глиняной бутылке. Он в ней словно взрослеет после розлива, поскольку продукт очень сложный и живой. Как видите, сплошь нюансы — вот в них самое главное. И это ценят по всему миру", — подчеркивает мастер.