Не скажу, что это как-то тревожит мое эго и самооценку. Скорее, меня это тревожит как женщину, традиционно склонную к тревожности. Поясню свою мысль.
Для меня новая реальность прежде всего связана с информационными и прочими высокими технологиями. Невероятно интересная сфера профессиональной деятельности и даже новая философия существования. Где обычной, не технологически "заточенной" женщине проще всего почувствовать себя тупой овцой (это я еще смягчила акцент).
Безусловно, в племени так называемых айтишников женщин все прибывает. Например, в таких технологических гигантах, как Apple и Facebook, женщины составляют почти треть персонала. Радует, хотя до паритета пока далеко. Но, признаться, меня беспокоит не это. А то, что неутомимый изобретательный мозг мужчины не всегда отдает себе полный отчет в том, что именно он изобретает. А если и отдает, то не всегда тщательно оценивает последствия своих открытий и изобретений. В результате великие умы (без иронии!) натурально открывают ящик Пандоры.
Самый очевидный пример – мобильный интернет и социальные сети. Без них мы теперь не представляем себе полноценного существования.
"Фейсбук" вообще гиперинициативный: без спросу определяет твое местоположение, стоит тебе разместить какой-либо пост. Это безразмерное информационное поле уже живет собственной жизнью, и ему начхать, хочешь ты, чтобы твои близкие знали о твоих перемещениях по планете или нет. Все открыто – бери не хочу.
Или вот – нейронные сети. Вообще какая-то необъяснимая штука. И, как выяснилось, не только для моего скромного ума. Сами ученые мужи признаются, что не понимают всех законов, по которым эти сети работают. Среди самых талантливых математиков даже объявлен негласный конкурс – кто первый объяснит их устройство. А пока никто с мегавызовом не справился, эти многослойные сети каким-то фантастическим образом сами себя тренируют и глубоко обучают. Стоит загрузить в них информацию – они ее перерабатывают на свое усмотрение и выдают новые продукты. Вы понимаете, они сами выдают – никто не просит! На мой взгляд, это как-то тревожно.
Меня волнует другое: куда денут тех людей – таксистов, дальнобойщиков и прочих шоферов, – которые живут (а то и выживают) за счет того, что водят обычные автомобили? Или вся эта робототехника, которая внедряется на больших промышленных производствах, эффективно выполняет задачи, никому ничего не роняет на голову, не травмирует конечности и по ходу лишает людей рабочих мест? Этим освободившимся людям, может, предложат стать продавцами в магазинах? А вот и нет! В Америке уже открыли сеть супермаркетов, где вообще нет живого персонала – все автоматизировано. (Совесть покупателя, видимо, тоже). Круто? С технологической точки зрения – еще как! С человеческой – сами понимаете, какая обратная сторона у этой медали.
Так и быть, не буду спекулировать на гуманистических принципах, когда речь идет о научно-техническом прогрессе. В конце концов, их противостояние исторически закреплено. Есть у меня в запасе и "смешные" варианты мужской изобретательности, за которую инвесторы и покупатели почему-то готовы выкладывать круглые суммы. Придумали ребята стартап и привлекли инвесторов: изобрели соковыжималку, которая давит сок не из живого фрукта, а из специальных брикетов. Хочешь стать счастливым обладателем такой "машинки" – заплати 400 долларов. Дело пошло. Уже потом вдруг выяснилось, что с тем же успехом такой брикет можно выдавить обычными бесплатными руками.
Женщина бы сто раз проверила свое изобретение, чтобы потом не выглядеть дурой в глазах общественности. Мужчина не парится. У него горят глаза, есть дар убеждения, впечатляющая презентация с красивыми цифрами – и деньги потекли рекой! А что там потом чья-то жена надавила своими маленькими бойкими пальчиками сок для всей семьи – это не принципиальная для развивающегося бизнеса деталь.
Нет, я не хочу сидеть в пещере, следить, чтобы не погас огонь и ждать своего мужчину с охоты. Я уже давно отказалась от изящных дамских сумочек, мне нужна вместительная, в которую влезут ноутбук и пара туфель на случай внезапной презентации или визита высокого гостя.
Более того, я работаю в компании, для которой информационные технологии – царь и бог. WhatsApp и Zoom – мои верные соратники. И честно говоря, я подписана на семь каналов в Telegram, которые ежедневно информируют меня о новостях в необъятном мире ИТ. Это все уже неотъемлемая часть моей жизни. И она мне очень нравится как профессионалу.
Менять мир – это мне не котлеты жарить, я знаю. Это работа для больших мужчин и маленьких упертых женщин, которым наплевать, что их куда-то не особо пускают. И все равно я тревожусь. Потому что вижу, например, что у многих моих друзей-мужчин заклеено "окошко" камеры на лэптопе. Спрашиваю, мол, боишься, что тебя застукают за некультурными действиями при просмотре порно. А он в ответ смотрит на меня таким специальным взглядом, в котором легко прочесть, что я та самая тупая овца. Я еще пока сопротивляюсь и не порчу наклейкой свой MacBook. Но чувствую, что это ненадолго…
А теперь о главном: я сниму все свои претензии к мужчинам – как к изобретателям и даже вообще, – когда в создаваемой ими новой реальности появится эффективное средство лечения рака на поздней стадии или болезни Альцгеймера. Я готова тогда везде чекиниться и покупать дорогие бесполезные гаджеты, лишь бы у людей был шанс подольше жить. В этом мире. И в новом, который вот уже – прямо за углом.