Rail Baltica начинает закупки. По-английски

© Foto : RailbalticaВизуализация проекта Rail Baltica
Визуализация проекта Rail Baltica - Sputnik Латвия
Подписаться
На сегодняшней открытой сессии рижского форума Rail Baltica Global Forum 2017 стало известно, что потенциальная выгода от проекта вдвое превысит затраты на строительство. Однако реальное выделение средств стоит ожидать не ранее 2019 года

РИГА, 25 апр — Sputnik, Людмила Прибыльская. В этом году отвечающее за Rail Baltica предприятие RB rail проведет 37 закупочных конкурсов, и это только наращивание мускулов перед будущими проектами. Предметами сделок будут консультационные и прочие услуги, ИТ, архитектурные решения. Главная задача совместного предприятия трех балтийских стран — выбить деньги на строительство, а это наполовину обещанные Евросоюзом 765 миллионов евро.

Железнодорожная станция Рига-Пассажирская - Sputnik Латвия
Rail Baltica обойдется в 5,8 млрд евро
Проект Rail Baltica строится на прогнозах весьма противоречивых, однако его глобальный форум собрал в Риге в эти дни около 500 участников из 18 стран и 200 компаний. Правда, заявка на глобальность все-таки оказалась натянутой: на предложение ведущего поднять руки тем, кто прибыл на форум из-за пределов ЕС, зал увидел одинокую руку представителя Китая.

На совещании говорят по-английски с большим или меньшим акцентом, и ни одного лазутчика из инспекции по языку в зале не замечено. Председатель правления совместного акционерного общества RB Rail Байба Рубеса вообще назвала вопрос языка для проекта ключевым, потому что все формулировки должны быть однозначно понятны, а держать огромный штат переводчиков накладно. Поэтому уже в ближайшее время вся документация трансграничного проекта будет вестись на английском языке. На национальных языках Рубеса обещала только итоговый документ.

Открытую сессию, а вчерашний первый день форума прошел за закрытыми дверями, начал президент Латвийской железной дороги Эдвинс Берзиньш. Господин президент излучал оптимизм. По его словам, преимуществом Rail Baltica будет интегрированная логистика, в том числе прогнозируется появление только в одной Латвии семи новых индустриальных зон по маршруту дороги, среди которых логистический парк в Саласпилсе — городе-спутнике Риги. Пассажирское движение и соединение 3 аэропортов будут способствовать туризму, считает Берзиньш.

Президент Латвийской железной дороги подчеркнул уникальность проекта, который является общим для трех независимых стран. Польшу и Финляндию он назвал присоединившимися странами, особенно делая акцент на последней, с ее грузовой базой.

"В важности проекта никто не сомневается", — заверил Берзиньш.

Здание Рижского автовокзала - Sputnik Латвия
Rail Baltica потеснит Рижский автовокзал
"А на данном форуме поставщики могут встретиться с теми, кто реализует проект, чтобы сделать лучшие предложения в конкурсных закупках. Используйте этот день, чтобы узнать больше о проекте и влиться в него", — призвал он и очаровательно улыбнулся.

Глава RB Rail Байба Рубеса напомнила, что является латышкой из Канады и процитировала канадскую песенку про железную дорогу, соединяющую людей. "Я надеюсь, что наша дорога сделает балтийские страны еще ближе", — сказала она. Ее презентация называлась "Проект века".

"В 2026 году первые пассажиры проедут по железной дороге, — заявила Рубеса. — Это крупнейший инфраструктурный проект столетия. Из 870 км 214 пройдут по Эстонии, 265 по Латвии и 392 по Литве. Сложность задачи заключается в координации как законодательства, которое во всех странах отличается, так и закупочных и организационных процессов".

Байба Рубеса познакомила с прогнозом пассажирской нагрузки дороги: умеренные аналитики считают, что два из трех нынешних жителей балтийских республик обязательно потратят хотя бы 38 евро на билет на трансбалтийскую железную дорогу. Таким образом, в 2026 году таких будет 4 миллиона, а к 2055 году количество увеличится в полтора раза и достигнет 6 миллионов.

Грузовой потенциал Рубеса оценивает в 15 миллионов тонн, с осторожным прогнозом роста до 20 миллионов тонн к 2055 году. Больше половины будет приходиться на транзитные грузы из Финляндии, которая, как мы помним, присоединится к проекту и почему-то будет мотивирована возить свои грузы не дешевым морским транспортом, для которого имеет и порты и верфи, а железнодорожным, выигрывая во времени 3 дня…

Индрек Нейвельт - Sputnik Латвия
Эстонский финансист: Rail Baltic - это ловушка
Рубеса вновь напомнила уже озвученный тезис о выгодах дороги, оцениваемых в 18 миллиардов евро против затрат в 5,8 миллиарда. В выигрыше должны быть туристы, грузоотправители, транспортные операторы, жители придорожных регионов.

Латвия в реализации своей части проекта продвинулась дальше всех: проекту не только присвоен статус объекта национального интереса, но уже представлен эскизный проект нового вокзала в Риге и моста через Даугаву.

Байба Рубеса передала трибуну практикам, первым из которых выступил ее коллега Каспар Рокенс. Он напомнил, что представляемое им предприятие должно справиться с разными вызовами. Сложности надо преодолеть общими правилами и найти единое направление развития, согласовав интересы.

"Контрактные процедуры должны быть одинаковыми для всех и абсолютно прозрачными, — подчеркнул господин Рокенс. — Мы честны и играем по правилам. Мы опираемся на экспертов, у нас нет конфликта интересов, мы обеспечиваем надзор за социальными и экологическими стандартами. Три кита отношений с поставщиками — это труд, защита среды и этика. Коррупции нет места в этом проекте".

Латвийская железная дорога - Sputnik Латвия
Кучинскис предлагает активнее вовлекать Польшу в Rail Baltica
Минимальный набор требований для поставщика: юридическая и экономическо-финансовая стабильность, технические способности и качество, а также соблюдение экологических требований. Надзор обещают многоуровневый и публичный, а контракты — с единой ответственностью.

Кристиан Кауниссаре, координатор проекта от Эстонии, представитель министерства экономики и коммуникаций, повторил тезис предыдущего оратора о прозрачности и честности — ведь мы тратим деньги собственных и европейских налогоплательщиков. Однако, новая версия закона о публичных закупках обсуждается уже год и вступит в силу только с сентября 2017 года. При этом электронные торги в Эстонии используются уже с 2011 года.

Эстонский докладчик представил впечатляющую статистику закупок в 2016 году: в стране заключено 12 975 контрактов на сумму свыше 3 млрд евро. Затраты на проведение конкурса при переходе на электронный документооборот сократились: бюрократия стоит денег, отметил Кристиан. Критерий самой низкой цены используется в 60-70% тендеров, тогда как в Финляндии и Норвегии таких договоров меньше 20%.

В новом законе акцент будет сделан на более экономически выгодные решения и разделение тендеров на лоты с целью обеспечить к ним доступ мелких и средних претендентов.

Логотип Rail Baltica - Sputnik Латвия
Премьеры стран Балтии подписали соглашение по проекту Rail Baltica
Квалификационные критерии у эстонцев просты: опыт компании и ее специалистов, финансовая способность выполнить контракт и выплатить зарплаты рабочим, четкая специализация на предмете сделки. Все документы должны быть на английском: переписка, квалификационные процедуры и оценка поданных заявок.

Заместитель госсекретаря Минсообщения Латвии Дин Мериранд был первым, кто разрядил обстановку унылой серьезности шуткой. Ирония его касалась, разумеется, эстонцев: мол, те считают, что у соседей все в жизни складывается лучше, даже с соседями им везет.

Правда, в развитии электронных тендеров Латвия сильно отстала: они начнутся только осенью 2017 года. Игра по национальным правилам касается закупок до 140 тысяч евро и публичных работ до 5,2 млн; на все, что дороже, будет действовать европейское законодательство. Бороться с жалобщиками Латвия намерена с помощью депозитов в размере 0,5% от суммы оспоренного контракта, но не более 840 евро для закупок и 15 тысяч евро для публичных проектов.

Международный аэропорт Рига - Sputnik Латвия
В аэропорту Риги собираются построить станцию Rail Baltica
Дайнюс Будрис, директор Rail Baltica Lithuania, доложил, что предприятие сейчас скупает землю по маршруту дороги. 71 участок будет сформирован из 63 государственных и 1196 частных территорий. На повестке дня строительство недостающего участка пути в 9,6 км от Каунаса до Полемонаса, которое задержалось из-за того, что поданные заявки превысили бюджет. И это не удивительно: в Литве частные подрядчики не бьются за государственные контракты — в 28% тендеров на победу претендует всего один участник.

В целом Литва также ориентируется на критерий экономической выгодности, а не самой низкой цены контракта. Она внедряет европейский единый закупочный документ и сокращает время рассмотрения заявок до 45 дней с нынешних 60+. Однако вся переписка с властями идет на литовском, хотя заявки можно подавать и на других языках.
Это вызвало волнение в зале, которое попыталась разрядить глава RB Rail: на сессии вопросов и ответов Байба Рубеса признала, что языковая проблема будет решаться путем переговоров, а вообще в проекте Rail Baltica не все идет логическим путем, так как проект новый и им нельзя управлять с помощью классических схем.

Лента новостей
0