РИГА, 20 апр – Sputnik, Алексей Стефанов. На три дня Международный выставочный центр "Крокус Экспо" превратился в место паломничества грузовладельцев, логистов и перевозчиков.
Разговоры о контрактах и выгодных сделках слышны уже в метро при подъезде к станции "Мякинино", а на самой 22-й Международной выставке транспортно-логистических услуг и технологий "ТрансРоссия-2017" яблоку негде упасть. С утра и до самого закрытия выставки возле маленького уголка Латвии на огромной выставке оживленно и постоянно проходят встречи.
В этом бизнесе главное — доверие
С главой Latvijas Dzelzceļš Эдвинсом Берзиньшем мы договорились встретиться сразу после открытия выставки, но смогли присесть и спокойно поговорить только после обеда – встречи с коллегами и друзьями не прекращались ни на минуту. К стенду постоянно кто-то подходил, тепло обнимался с главой Латвийской железной дороги и хотел что-то обсудить.
"Это все личные связи, люди участвуют в этой выставке много лет. Потому что в этом бизнесе главное — это доверие. Без доверия очень трудно или даже нельзя работать. У грузов огромная стоимость. Ты должен быть ответственным перед партнером, грузовладельцем.
Отвечать за то, чтобы этот груз нигде не потерялся, не испортился, пришел к месту доставки ровно в срок, как ты и обещал. Доверие — это очень важно, потому что еще и конкуренция очень большая", — сказал Эдвинс Берзиньш, когда мы, наконец, смогли спокойно присесть в дальнем углу стенда Латвии.
По его словам, "рынок меняется, и железная дорога больше не может сидеть и ждать, когда груз придет сам". Это уже в прошлом. "Железная дорога должна работать с точки зрения логистики с грузовладельцами, предоставлять самый лучший сервис и транзитные дороги, которые идут через Латвию. И я очень рад, что на этой выставке очень много компаний, которые работают на этом рынке. Мы с ними не конкуренты, а партнеры, открыты к сотрудничеству. Здесь отличная платформа, на которой можно встретиться, обсудить все вопросы, выработать планы на будущее и договориться о совместной работе", — отметил он.
Продуктивным, по словам руководителя Латвийской железной дороги, стал уже первый день выставки, когда удалось встретиться с очень многими партнерами. Среди них одна из крупнейших компаний России — ПАО "ТрансКонтейнер".
"Это наш самый лучший партнер. Мы работаем с ним по провозу груза из Китая. Я думаю, что в ближайшем будущем повезем с "ТрансКонтейнером" грузы также из Индии и Ирана. Одни мы, конечно, осуществить такие глобальные планы не сможем, а с партнерами запросто", — отметил Берзиньш.
Глава Латвийской железной дороги даже прямых конкурентов — литовцев — не считает таковыми: "Да, наши порты конкурируют, но я вижу, что наша сила в обратном, — мы можем найти с ними общий язык, а совместные решения выгодны для обеих сторон. В этом русле мы должны и работать".
"А то, что Россия сворачивает свой грузопоток, который раньше шел через Латвию, не пугает?" — задал я вопрос Эдвину Берзиньшу.
Россия – важнейший партнер
Помимо железной дороги страна на выставке также представила три латвийских порта – Рижский, Вентспилсский и Лиепайский.
"Мы приехали сюда с самыми добрыми намерениями. Столица Латвии участвует в этой выставке с самого начала, и, поскольку специфика Риги, да и всего латвийского транзитного комплекса тесно связана с Россией, было бы непростительной и большой ошибкой здесь не быть. Мы каждый год напоминаем о себе, представляем порт в целом и частные компании в частности, представители которых встречаются со своими партнерами здесь, на нашем стенде под единым брендом — Рижский свободный порт. Это создает единый образ", — отметил директор по маркетингу Рижского свободного порта Эдгарс Суна.
По его словам, доля транзита российских грузов в порту Риги — 60-65% от общего грузооборота. В основном это уголь, нефтепродукты и минеральные удобрения. "В прошлом году в двух из мною названных трех основных позиций, к сожалению, наблюдался спад. Удар пришелся по углю и нефти. Но, если смотреть статистические данные, спад наблюдался и в российских портах. Это, на мой взгляд, частично можно объяснить какой-то общей тенденцией. В этом году за три месяца по сравнению с таким же периодом прошлого года, слава богу, небольшой плюсик у нас уже есть", — ответил Суна на вопрос, не беспокоят ли его планы России по уменьшению транзита грузов через латвийские порты.
"Как сказал, открывая эту выставку госсекретарь министерства сообщения Каспарс Озолиньш, и я с ним полностью согласен: "Россия в любом случае важнейший партнер для нас. И мы будем приезжать сюда, чтобы предоставлять свои услуги только лучшим конкурентоспособным способом", — отметил Суна.
Будем рады российским грузовладельцам
С похожим оптимизмом смотрит на работу с партнерами из России и заместитель управляющего Вентспилсского свободного порта Игорь Удодов. "Мы всегда были воротами для российских грузов в Европу и мир. В этом плане ничего не поменялось – российские грузы доминируют в Вентспилсе. Поэтому здесь на выставке мы стараемся переговорить со всеми нашими уже существующими партнерами и откликаемся на любой интерес со стороны пока неизвестных нам компаний, создаем здесь плацдарм для работы наших терминалов – они могут использовать стенд и работать", — сказал он.
Он признался, что прошлый год в цифрах был очень плохим по сравнению с предыдущими годами и, хотя сейчас наметился небольшой прирост, говорить о стабилизации пока рано. Именно поэтому участие в выставке в этом году как никогда очень важно — нужно встретиться со старыми партнерами, поддерживая с ними личную связь, по возможности найти новых, узнать, что делают другие участники для привлечения грузов.
"Вся необходимая инфраструктура у нас в порту создана, соответствует всем требованиям клиента. А дальше это уже выбор грузовладельца — использовать наш порт или нет. Мы будем рады, если российские грузовладельцы будут это делать на полную катушку", — отметил Удодов.
Изучаем чужой опыт
Ситуация с Лиепайским портом несколько иная, нежели с Ригой и Вентспилсом. Если последние два порта переваливали грузы всегда и у них большая история в этой области, то Лиепайский порт начал развиваться только после развала Союза.
"Лиепайский порт уникален. Если посмотреть статистику, то с каждым годом оборот у нас растет. А дело в том, что в советское время Лиепайский порт был военным, и у нас не было вообще ничего коммерческого. Кроме того, большая часть грузооборота Лиепайского порта — это маленькие специфические грузы, которым требуются специальные услуги терминала. Большим портам эти грузы неинтересны. В прошлом году через наш порт было перевалено 5,7 миллиона тонн, и большую часть этих грузов составляли именно такие грузы, которые мы перегружали на маленькие суда", — отметил заместитель управляющего Лиепайской специальной экономической зоны Улдис Хмиелевскис.
По его словам, Лиепайский порт очень много работает на местного производителя. Однако российские грузы для него также важны.
"Наша задача — увеличивать мощность, и на этой выставке мы изучаем, что для этого делают другие порты и другие страны. Зачем придумывать что-то новое, если можно взять за основу что-то такое, что уже давно зарекомендовало себя", — отметил он.
Sputnik переговорил и с представителями частного бизнеса, которые принимают участие в этой выставке. Общий настрой предпринимателей позитивный, хотя больших заказов и крупных сделок от этой выставки они не ждут — рассматривают выставку как возможность напомнить о себе, рассказать о своем бизнесе потенциальным клиентам и оставаться на виду. В любом случае делать выводы на самой выставке никто не хотел. "О результатах можно будет говорить только спустя время", — говорили они в один голос.