РИГА, 19 апр — Sputnik, Алексей Стефанов. Уже не первый год на международной выставке транспортно-логистических услуг и технологий "ТрансРоссия" стенд Латвии пользуется особой популярностью — его с удовольствием посещают коллеги по транспортно-логистической сфере из самых разных стран мира, а государственный секретарь министерства сообщения Каспарс Озолиньш является ключевой фигурой этого важного события в мире грузовладельцев, логистов и перевозчиков.
В этом году выставка проходит в 22-й раз, и стенд Латвии снова является самым заметным, крупным и посещаемым среди других стран.
Благодаря грамотному размещению все частные латвийские компании собраны в одном месте, на трех "островках" в окружении государственных предприятий — Латвийской железной дороги с ее многочисленными "дочками", Рижского и Вентспилсского свободных портов, а также Лиепайского порта.
Латвия – в числе VIP-гостей
Каспарс Озолиньш стал ключевой фигурой выставки "ТрансРоссия" еще до ее официального открытия. Уже в пятый раз он принял участие в пленарной сессии.
"Здесь, на международной конференции, присутствует очень много наших добрых друзей, которые так или иначе работают с транспортным рынком", — объявил модератор, генеральный секретарь Координационного совета по транссибирским перевозкам Геннадий Бессонов и представил Каспарса Озолиньша.
Причем назвал его фамилию сразу после другого постоянного участника ежегодной выставки — заместителя министра транспорта Российской Федерации Николая Асаула. А затем, глядя в зал, Бессонов отметил, что ему очень приятно видеть еще одного важного гостя из Латвии — главу Latvijas Dzelzceļš Эдвинса Берзиньша.
В своей речи Каспарс Озолиньш делился успехами и достижениями Латвии в сфере грузоперевозок и вкратце повторил эту речь через пару часов, когда на центральной аллее павильона Международного выставочного центра "Крокус Экспо" состоялось официальное открытие выставки. Ему, как и другим VIP-гостям, преподнесли ножницы, с помощь которых представитель Латвии перерезал красную ленточку и тут же положил отрезанную часть в верхний карман пиджака.
Мы доказали, что можем все
"Год назад на этой выставке мы говорили с вами о планах, которые хочет осуществить Латвия. Удалось ли достичь поставленных целей?" — задал я вопрос Каспарсу Озолиньшу, когда он освободился от официальных мероприятий и встреч.
"С апреля прошлого года, если мы говорим про развитие транспортных и логистических коридоров, сделано очень многое. Мы гордимся тем, что нам удалось создать маршрут из китайского города Иу в Ригу — пустили контейнерный поезд, который преодолел расстояние в 11 тысяч километров за 12 дней. И, как говорят сами китайцы, Латвия первой из стран Европейского союза присоединилась к Новому шелковому пути. Конечно, поезда из Китая ходят в Мадрид, после нас пустили поезд в Лондон. Но если мы говорим про инициативу: "один путь — один поезд", то в этом мы являемся первыми", — поделился успехами Каспарс Озолиньш.
Он отдельно отметил, что Новый шелковый путь Латвия осваивает вместе с российскими компаниями. "В прошлом году, когда мы с вами встречались, я говорил про теоретические возможности, но мы доказали, что и практически можем это сделать", — отметил госсекретарь Минсообщения.
По его словам, грузы из Китая шли через Латвию и раньше — пять, десять, двадцать вагонов, но чтобы более сорока – это впервые. Таких контейнерных поездов еще не было.
"Следующий наш приоритет Индия. Сам я там уже побывал, представители Латвийской железной дороги тоже. У нас была возможность выступить в больших мероприятиях, показать, кто мы такие, что мы можем. Это очень понравилось индийским предприятиям, и теперь у нас есть планы, перспектива. Думаю, что до конца этого года мы привезем первый контейнерный поезд также из Индии. Он пойдет от Мумбаи до Бендер-Аббаса — это портовый город на юге Ирана и дальше через Россию к нам", — поделился ближайшими планами Каспарс Озолиньш.
Он отметил, что есть планы и на Иран. Вместе с госсекретарем министерства иностранных дел Андреем Пилдеговичем они посетили эту страну и увидели в ней большие перспективы.
"Думаю, в течение пяти лет эта страна покажет большой рост, потому что у них есть огромные ресурсы, молодое поколение. В Иране очень много студентов, а это, я думаю, очень большой потенциал. Скажем, в Японии очень старое поколение. У них был рост в 80-е годы прошлого века. В январе я был в Японии и думал, что увижу наисовременнейшую электронику, но был неприятно удивлен тем, что у них до сих пор висят баннеры с предложениями переноса информации с видеокассет на DVD-диски. И это в то время, когда DVD-дисками уже практически никто не пользуется, хранит и перекачивает информацию через "облака". Все это потому, что старое поколение не принимает ничего нового.
И это очень плохо для государства. По сравнению с Японией у Ирана будет очень большой рост во всех сферах. И мы уже готовы работать с ними в транспортной отрасли", — сказал Озолиньш.
Но Латвия никогда не будет окончательным рынком сбыта для товаров, которые будут приходить на таких контейнерных поездах, сказал госсекретарь Минсообщения, "потому что мы больше транзитное логистическое государство, и это нам нравится". В качестве примера он привел Голландию, которая точно так же использует свое выгодное географическое положение.
"Наша ниша — это Скандинавия. Но мы можем поставлять грузы через Латвию также в Белоруссию, Россию, Центральную Европу", — отметил Озолиньш.
Он уверен, что планы России на более активное использование собственных портов и "сворачивание" транзита через Латвию не будут настолько чувствительными, насколько об этом говорят и пишут.
"У России, как и у всех нормальных государств, есть план развития транспортной отрасли. Они вкладывают деньги в новые дороги, аэропорты, порты — и это нормально. Мы делаем то же самое. Конечно, если у кого-то мощность и грузооборот увеличиваются, кто-то от этого теряет. Но кто-то и получает. Возможно, уменьшение грузов из России даст нам возможность привлекать больше грузов из того же Китая. Но я знаю точно, и эксперты это подтвердят, что российские грузы из Латвии совсем не уйдут. Это невозможно, это противоречит всякой логике. Потому что мы географически остаемся там, где мы есть. И экономика давит на всех, не только на нас или россиян. Предприятия всегда искали и будут искать наиболее выгодный путь, а наши порты не замерзают, и работа не останавливается зимой. Так что нас все равно будут выбирать", — уверен госсекретарь.
Личные связи дороже официальных встреч
На выставку "ТрансРоссия" в Москву Каспарс Озолиньш приезжает уже в пятый раз, и видно, что за эти годы он не просто сохраняет теплые отношения с коллегами из России и других стран, но они давно приобрели дружеский характер. И никакая политика не может этому помешать. "Мы же транспортники, и такие отношения всегда помогают бизнесу", — сказал он. И в подтверждение этих слов на стенде Латвии с ним и другими официальными лицами, а также с представителями частных компаний постоянно встречались за чашечкой кофе и рюмкой "Рижского бальзама" представители самых разных стран мира.
"В Москву приехали руководители всех крупных компаний, с которыми мы работаем, и у наших руководителей есть возможность лично общаться с ними, потому что, когда мы работаем в офисах, времени на это нет. А сюда люди приезжают специально, чтобы утром, днем и вечером строить планы и заключать договора", — заключил Каспарс Озолиньш.