Вопрос запрета использования зверей в Рижском цирке муссируется уже достаточно давно. Буквально неделю назад он дошел до комиссии Сейма, где успешно провалился. На время. С повестки дня он не был снят, да и новый директор цирка недвусмысленно дала понять, что полностью поддерживает сторону защитников животных. Пообещала даже спилить лошадок с фасада, чтобы уже совсем без зверей.
Беда в том, что артисты цирка выступают за то, чтобы животных оставили. Фокусники, гимнасты, клоуны, единым фронтом ратуют за то, чтобы все оставили, как было. И дело тут не в особой любви к братьям нашим меньшим. Во-первых, любовь к традициям, во-вторых – элементарное понимание: без зверей цирк закроется.
Сергей Фролов больше года работает над полухудожественным, полудокументальным фильмом, сюжет которого крутится вокруг связанных с цирком перипетий. За это время он успел близко перезнакомиться со всеми артистами, администрацией и прочими, так или иначе связанными с цирком людьми. Сергей видел все закулисье, во всех его ипостасях. Видел, как содержатся животные, как работают артисты. Признает: да, помещения цирка далеки от идеала, но речь о реконструкции, а не о закрытии.
Есть несколько моментов. В цирке очень легко установить камеры наблюдения, которые фиксировали бы любое насилие. Зачем сразу запрещать, если можно проконтролировать? В то же время в частной квартире это сделать невозможно. Так почему тогда защитники не добиваются тотального запрета на содержание животных?
Основной аргумент: "Животное не может само хотеть выступать на арене" — не выдерживает никакой критики. Животное очень много чего не хочет. Например, моей собаке в перспективе может совершенно не нравиться тот факт, что я не разрешаю ей откусить все ноги у прохожих во время прогулки. Поводок и ошейник ее тоже не радует. Лошадям не сильно нравится, когда на них надевают уздечку. Коровы и свиньи не в восторге от того, что их едят. Уверен, что у зверей в зоопарке тоже были совсем другие планы на будущее, нежели радовать своим внешним видом посетителей.
Но – селяви. Начали почему-то именно с цирка. Причем начали серьезно и основательно. В той же рабочей группе, созданной специально для решения данного вопроса, на место отстаивающих право животных выступать в цирке посадили лишь директора Лолиту Липинскую. Против нее выступала десятка с хвостиком противников.
Разумеется, это не окончательное решение. Все еще будет обсуждаться, согласовываться и утверждаться. Но похоже на то, что решение уже принято и подлежит не обжалованию, но жалобам. Умело давя на болевые точки любителей всего живого, толкатели проекта грамотно выкрикивают нужные лозунги. В нужное время, в нужном месте. Оспорить их человеку, в котором есть хоть грамм гуманизма, довольно сложно: сразу запишут в живодеры. Невозможно спокойно объяснить толпе, почему ты считаешь, что иногда животное можно ударить. Гуманисты за это убивают на месте.
К слову, тот самый Сергей Фролов, который снимает кино про цирк, на протяжении месяца пытался выйти на контакт с организацией, громче всех выступающей за запрет животных, чтобы записать с ней интервью. Организация долго думала, но потом сказала, что опасается, что этот фильм выставит организацию в нелестном свете.
Я очень часто в публичном пространстве отстаиваю свою точку зрения, которая отлична от точки зрения большинства, и я не боюсь показаться идиотом. Потому что если я уверен в своей правоте, то я готов говорить о ней где угодно и с кем угодно. Если человеку кажется, что, высказав свою точку зрения, он может показаться идиотом, значит, он в ней не уверен до конца.
И тут работает простое правило: если ты хочешь перестать выглядеть идиотом, перестань быть идиотом. А животные тут ни при чем.