РИГА, 29 мар – Sputnik, Андрей Солопенко. Главная интрига грядущего голосования заключается даже не в том, кто станет новым градоначальником, а в том, как долго новый руководитель сможет сохранить свое кресло. В городе, где избрание мэра зависит всего от 15 депутатов, даже один голос способен изменить расклад сил, как это не раз уже случалось.
Чехарда мэров
На муниципальных выборах в 2001 году большинство голосов в Юрмале получила ЛСДРП и представитель партии Дайнис Урбанович стал мэром города. Однако на этой должности он продержался недолго. Уже через два года восемь депутатов из пятнадцати проголосовали за его смещение и выбрали нового председателя Юрмальской думы, тоже социал-демократа и бывшего заместителя Урбановича Юриса Хлевицкиса.
Но в июне 2006 года она, как и двое других депутатов, избранных от "Нового времени", оказалась исключена из партии и в скором времени лишилась поста мэра. Новым главой думы стал Раймондс Мункевиц, за которого проголосовали девять депутатов. Однако и он не смог надолго заручиться их поддержкой — за год до выборов большинство народных избранников выразили ему недоверие и избрали на его место бывшего "нововременца" Гиртса Тренциса.
Имея четверых депутатов, Мункевиц без проблем нашел недостающие голоса и легко вернул себе пост мэра. Однако и его триумф длился недолго: менее чем через год он снова лишился должности, а руководителем города стал Ромуальдс Ражукс, проработавший около ста дней. Очередным мэром был избран Гатис Трукснис, который за пару месяцев до выборов также отправился в отставку и оказался вынужден передать власть в Юрмале Юрису Высоцкису.
Период стабильности
Большие перемены принесли муниципальные выборы 2013 года. Лишившийся своего поста Гатис Трукснис стал лидером списка Союза зеленых и крестьян и благодаря поддержке избирателей провел в думу семерых депутатов, чего ранее никому не удавалось. Для переизбрания мэром и шанса спокойно работать ближайшие четыре года ему оставалось найти еще лишь один голос.
Кроме Союза зеленых и крестьян в муниципалитет прошел "Центр согласия", получивший 3 мандата, "Единство" и региональная политическая сила "Тебе — Юрмала" провели по два депутата, а Нацблок довольствовался одним местом. Городская дума перестала быть раздробленной на мелкие группы, и теперь она состояла из нескольких довольно крупных фракций.
Члены СЗК также получили пост вице-мэра и руководство шестью из десяти комитетов. Правящую коалицию в городе-курорте создали все избранные в думу партии, кроме "Центра согласия", которому пришлось работать в оппозиции.
Предполагалось, что в таком составе коалиции Юрмальская дума стабильно проработает до следующих выборов. Но в прошлом году Трукснис оказался подозреваемым в деле о возможном незаконном финансировании партий, все народные избранники, не представляющие СЗК, выразили ему недоверие и сместили с занимаемой должности, которую он занимал почти три года.
Шоу продолжается
Однако через три недели он вновь вернулся в кресло мэра благодаря избранной от "Согласия" Карине Синькевич. До этого она голосовала за отставку Труксниса, но теперь заявляла, что предыдущее голосование было решением партии, а не голосом совести. За такое своеволие она в тот же день была исключена из "Согласия" и теперь работает в думе как независимый депутат.
Кандидатура Спроге получила поддержку почти всех депутатов. Против голосовали лишь двое — Мартиньш Стулпиньш и Арнис Абелитис из партии "Тебе — Юрмала". Трукснис же продолжил работу в качестве простого депутата, заявив, что последние месяцы были для него очень напряженными и повлияли на состояние его здоровья. Так что ему необходимо восстановить силы перед тем, как опять стартовать на выборах в качестве кандидата в мэры.
"Думаю, что, несмотря на все скандалы, с ним будет тяжело конкурировать, ведь он является довольно популярным в городе", — сказал эксперт.
Не исключено, что после выборов он опять станет мэром, и в связи с этим вопрос, с кем он пойдет в коалицию. "Центр согласия", на прошлых выборах занявший второе место, остался в оппозиции и потерял одного депутата. Поэтому у партии есть единственная возможность для попадания во власть — это получить больше, чем будет в сумме у других мелких партий. Ведь перевес в 1-2 голоса чреват риском потери мэрского кресла, чего Трукснис явно не желает.