РИГА, 16 мар – Sputnik. Мечты Шотландии о том, чтобы променять холодное одиночество Великобритании на теплые объятья Евросоюза были неожиданно разбиты Испанией, пишет The Guardian.
Первый министр Шотландии Никола Стерджен заявила в понедельник, что намерена на следующей неделе вынести вопрос о проведении второго референдума о независимости Шотландии (первый прошел 18 сентября 2014 года, 55,3% проголосовавших выступили против независимости) на согласование с парламентом Шотландии и последующим согласованием с правительством Великобритании.
В лучшем случае это означает, что независимой Шотландии придется какое-то время подождать вступления в ЕС, в худшем – ее путь в Евросоюз окажется закрыт, так как никакого автоматического права на членство у нее нет. К примеру, ей придется перейти на евро, передать контроль над денежной политикой в Европейский центральный банк и договориться о размере взносов в еврофонды. А еще ее вступление в ЕС может быть заблокировано любым из государств-членов, к примеру, Испанией.
Цель Рахоя – не допустить независимости Каталонии, и если для этого нужно не пустить Шотландию в ЕС, то так тому и быть. Как официальный Брюссель хочет доставить Великобритании на прощание максимальное количество неудобств, чтобы предостеречь всех, кто захочет следовать ее примеру, так и Мадрид хочет доставить неприятности Шотландии, чтобы преподать урок каталонцам, баскам и прочим сепаратистам.
Рахой с удовольствием показал бы каталонцам, что, в случае объявления независимости, они окажутся за воротами ЕС и самом конце очереди на вход. Это его главный козырь в борьбе с сепаратистскими настроениями, которые усилились в стране после того, как Конституционный суд отменил некоторые статьи статута о самоуправлении Каталонии, одобренного на референдуме.
Однако Шотландии не стоит терять надежду. Если она подождет завершения Brexit, то ее шансы на возвращение в ЕС значительно вырастут. В отличие от других желающих (Македонии, Албании, Сербии, Турции и Черногории), ее законы уже соответствуют требованиям ЕС, а Испания ничего не выиграет, чиня препятствия государству, получившему независимость за пределами ЕС. Зато по другую сторону Ла-Манша распад Великобритании после Brexit встретят со злорадным весельем, и Шотландию примут с распростертыми объятьями.